Статьи по физическому воспитанию
  • Регистрация
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 0.00 (0 Голоса)

Особенности проведения занятий по физическому воспитанию со студентами специальной медицинской группы с нарушением сердечнососудистой системы.

 

Вегето-сосудистая дистония (ВСД) – самый популярный диагноз, который ставят сегодня врачи-терапевты. Как следует из названия, эта патология связана с состоянием вегетативной нервной системы, которая поддерживает постоянство внутренней среды организма (гомеостаз).Частота сердечных сокращений (ЧСС), уровень артериального давления (АД), температура тела, активность биохимических реакций в организме – все эти процессы поддерживаются и регулируются вегетативной нервной системой [7].

При изменении параметров внешней среды: температуры, влажности, а также при изменении функций организма, которые связаны с физической или умственной нагрузкой, вегетативная нервная система осуществляет компенсаторные и приспособительные реакции организма.

Вегето-сосудистая дистония – это не отдельное заболевание вегетативной нервной системы, а комплекс жалоб, которые появляются у больного человека, вследствие неправильной регуляции нервной системы на внутренние органы. В нормальном (здоровом) состоянии вегетативная нервная система (ВНС)отвечает за работу гладкой мускулатуры внутренних органов: сосудов, сердца, кишечника, желчного пузыря, потовых желез и т. п. При физических нагрузках, стрессовых ситуациях сердце начинает быстрее сокращаться, увеличивается отделения пота, повышается АД, температура тела [3, 5].

С физиологической стороны это можно объяснить так: вегетативная нервная система возбуждается и дает команду мышцам и сосудам сократиться – повышается кровяное давление. В этот период идет команда сердцу – увеличить число сокращений для усиления движения крови по телу человека. Благодаря этому происходит учащение сердечных сокращений. Увеличивается теплообмен, как следствие, потовые железы активизируются – появляется потливость. Надпочечники начинают вырабатывать повышенное количество адреналина, появляется тревожность, или наоборот – отсутствие страха. Таким образом, организм подготовил себя к работе в экстремальных условиях [1].

Все эти изменения в нужную минуту проходят, когда организм в этом уже не нуждается – ВНС успокаивается. Но в ряде случаев, возбуждение возникает само по себе, без всякой видимой причины. В результате этого появляется тревожность, сердцебиение, головные боли, головокружение, бросает в пот, давление становиться нерегулярным, дышать тяжело, возникают боли в области сердца, может повыситься температура тела – возникает классический приступ вегето-сосудистой дистонии [8].

Из-за многообразия симптомов постановка диагноза ВСД затруднена. При этом используется такие методы диагностики, как суточная регистрация электрокардиограммы, реовазография (метод графической регистрации пульсовых колебаний кровеносных сосудов в органах и тканях). Желудочно-кишечный тракт исследуют с помощью гастроскопии. Для исследования нервной системы проводят электроэнцефалографию, компьютерную томографию. Применяется, также, метод магнитно - ядерного резонанса, который позволяет получить послойное изображение на компьютере органов в различных плоскостях. Опираясь на данные обследования и на совокупность внешних проявлений заболевания, выставляется окончательный диагноз. При вегето-сосудистой дистонии широко используются немедикоментозные методы: нормализация образа жизни, лечебная и оздоровительная физкультура, закаливающие процедуры, обязателен отказ от алкоголя и курения [6].

При ВСД рекомендуются плавание, ходьба, оздоровительный бег, загородные прогулки, туризм. Используются игровые виды на свежем воздухе, в качестве оздоровления и закаливания организма. Игровые виды способствуют психоэмоциональной разрядке, оказывают общеукрепляющий эффект на организм. Среди тренажёров лучше всего использовать велоэргометр, беговую дорожку, гребной тренажёр [1].

Противопоказаны все упражнения, когда голова находится ниже уровня груди, так как это может привести к опасности развития обморока. Противопоказаны занятия восточными единоборствами, силовой гимнастикой, аэробикой с высокими прыжками, сальто, бокс. Нельзя заниматься различными видами борьбы, так как они оказывают значительную нагрузку на сердечно-сосудистую систему. Следует также избегать упражнений с большой амплитудой движения головы и туловища, резко и быстро выполняемых движений, упражнений с длительным статическим усилием. Во время занятий физической культурой, не должны испытывать неприятных ощущений, чрезмерной усталости, раздражительности. Основной критерий контроля – ваше самочувствие. Физкультура должна доставлять вам только положительные эмоции и удовольствие [2,6].

Кроме занятий физической культурой, нужно уделять должное внимание коррекции питания. Так, следует увеличить поступление в организм солей калия и магния. Они участвуют в проведении нервных импульсов, улучшают работу сердца и кровеносных сосудов. Калий и магний содержатся в следующих продуктах: гречневой и овсяной крупах, сое, фасоли, горохе, абрикосах, шиповнике, кураге, изюме, моркови, баклажанах, луке, салате, петрушке, орехах. При гипотоническом типе ВСД рекомендованы продукты, повышающие тонус сосудов: чай, кофе, овощи, фрукты. При гипертоническом типе ВСД рекомендуется ограничить потребление поваренной соли, чая, кофе, маринадов, солений и специй. Включить в рацион питания продукты, снижающие тонус сосудов: фасоль, шпинат, творог [4].

Занятия физкультурой являются наиболее мощными и натуральным методом профилактики заболевания ВСД, так как малоподвижный образ жизни приводит к детренированности организма и вегето-сосудистой системы. Таким образом, ребенок, молодой человек или девушка должны заниматься физической культурой с раннего детства. Освобождение от занятий физическими упражнениями возможно только в крайнем случае. Противопоказания для занятий различными формами физической культуры являются: повышение АД (свыше 120/210 мм. рт. ст.), состояние после гипертонического криза (снижение АД на 20-30 % от исходного уровня), нарушение сердечного ритма, развитие приступа стенокардии, резкой слабости и выраженной отдышки [1].

Таким образом, чтобы наступило улучшение здоровья студентов специальной медицинской группы, имеющих вегето-сосудистую дистонию необходим комплекс мероприятий: регулярные физические дозированные нагрузки по программе физического воспитания, широкое внедрение лечебной и оздоровительной физической культуры, средства закаливающие организм, введение в рацион питания соответствующих продуктов, в зависимости от типа вегето-сосудистой дистонии, соблюдение здорового образа жизни. Все эти мероприятия, по нашему мнению, должны привести к улучшению функции вегетативной нервной системы и, как следствие, положительно сказаться на здоровье студентов с вегето-сосудистыми патологиями.

Литература

1.  Амосов Н. М., Бендет Я. А. Физическая активность и сердце.- Киев, Здоровье, 1989. – 214 с.

2.  Баранов В. В., Фролов И. Я. Особенности организации и проведения учебных занятий со студентами с ослабленным здоровьем и низким уровнем физической подготовленности.// Матер. учебно-научно-практ. конф. профессорско-преподавательского состава. – Симферополь ЮФ «КАТУ» НАУ, 2005 г. – С. 35.

3.  Вейн А. М. Заболевания вегетативной нервной системы. – М.: Медицина, 1991. – 624 с.

4.  Епифанов В. Л. Лечебная физическая культура. Справочник – 2-е изд. перер. и доп. – М.: Медицина, 2004. – С. 204-210.

5.  Кристман В. И. Внутренние болезни. – М.: Медицина, 1974, изд. 2-е доп. и исправл. – С. 195-223.

6.  Куликова Н. В., Куделина О. В. Влияние дозированной ходьбы на сердечно-сосудистую и вегетативную нервную системы студентов. // Журн. ФК, № 1, 2005. – С. 26.

7.  Леонович А. Л. Актуальные вопросы неврологии. – М.: ИНФА, 1998.- 125 с.

8.  Луксон М. Л., Дикс М. Р. Головокружение. – М.: Здоровье, 1999. – 56 с.

Аннотация

Статья посвящена одному из распространенных заболеваний настоящего времени – вегето-сосудистой дистонии. В работе рассматривается механизмы, профилактика и лечение с помощью физических упражнений.

Ключевые слова: Вегето-сосудистая дистония, сердечно-сосудистая система, артериальное давление, физическая культура, нервная система.

Анотація

Стаття присвячена одному з найпоширеніших захворювань сьогодення – вегето-судинної дистонії. В роботі розглядуються механізми, профілактика та лікування за допомогою фізичних вправ.

Ключові слова: вегето-судинні дістонія, серцево-судинна система, артеріальний тиск, фізична культура, нервова система.

Summary

The article is dedicated to one of the widespread diseases of present time – to vegeto-vascular dystonia. Mechanisms, prophylaxis and treatment of diseases by means of physical exercises are surveyed in the article.

Keywords: a vegeto-vascular dystonia, cardiovascular system, arterial pressure, physical training, nervous system.

Баранов В. В., доцент, заведующий кафедрой физического воспитания и охраны здоровья; Свириденко А. П., старший преподаватель

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить