Статьи по физическому воспитанию
  • Регистрация
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 0.00 (0 Голоса)

Оптимизация тренировочного процесса  на занятиях по баскетболу.

 

Последние медико-биологические исследования свидетельствуют о негативных изменениях в состоянии здоровья, физической подготовленности и работоспособности студенческой молодежи. Это связано, на наш взгляд, с современными социально-экономическими условиями, экологической обстановкой, информационными, интеллектуальными и эмоциональными перегрузками, гипокинезией, дефицитом времени, нерациональной организацией труда, отдыха и питания. Эти факторы приводят к нарушению механизмов саморегуляции функциональных систем организма, снижению иммунитета, суточных изменений в деятельности сердечнососудистой системы.

Физическое воспитание как составная часть высшего гуманитарного образования должна способствовать формированию здорового образа жизни студенческой молодежи [1,2].

Целью физического воспитания в высших учебных заведениях является содействие подготовке гармонично развитых высококвалифицированных специалистов. Для достижения этой цели необходимо решение целого ряда задач, среди которых приоритетными являются – укрепление здоровья и обеспечение высокой умственной и физической работоспособности благодаря всестороннему развитию физических способностей на основе индивидуализации содержания методов и средств физического воспитания [4, 5]. Под влиянием занятий по физическому воспитанию у студентов на индивидуальном уровне необходимо формировать стереотип поведения здорового образа жизни. Но решение этой задачи осложняется тем, что у большинства выпускников школ наблюдается снижение интереса к занятиям, и, в первую очередь, с несовершенством системы физического воспитания в школе.

Баскетбол-вид спорта, которому присуща высокая эмоциональность, зрелищность, разнообразие проявления физических качеств и двигательных действий, интеллектуальных способностей и психических возможностей. Баскетбол состоит из естественных действий (ходьбы, бега, прыжков) и специфических двигательных действий без мяча (остановок, поворотов, перемещений приставными и скрестными шагами). Кроме этого, в баскетболе используются разнообразные действия с мячом (ловля, передачи, ведение мяча, бросков мяча в корзину). Противоборство, целью которого является результативная атака кольца соперника и защита своего, вызывает проявление всех жизненно необходимых для человека физических качеств – скоростных, скоростно-силовых и координационных способностей, силы, гибкости и выносливости. Во время игры в баскетбол задействованы практически все функциональные системы организма человека и включаются основные механизмы энергообеспечения [3,6,8].

Достижение положительного спортивного результата также ведет к проявлению таких психических возможностей как целеустремленность, настойчивость, решительность, смелость, уверенность в себе, чувство коллективизма.

Подготовительная часть занятия (20-25мин.) включала в себя общеразвивающие упражнения из лёгкой атлетики, гимнастики, подвижных игр. Основная часть (50-55 мин.) – упражнения, направленные на овладение техникой и тактикой игры в баскетбол, а также упражнения с выполнением игровых приемов в целом и по частям, в зависимости от программы занятий. Также использовались упражнения в облегченных условиях, на месте, в медленном темпе и упражнения сопряжённого характера. Проводились подвижные игры, адаптированные к баскетболу, подготовительные, учебные и контрольные игры в зависимости от периода подготовки.

Заключительная часть (5-10мин.) включала упражнения для развития гибкости, подвижности суставов, упражнения на расслабление и дыхание.

С целью оптимизации учебного процесса оценивалось оздоровительная эффективность программ занятий по баскетболу. В течение занятий регистрировалась ЧСС, одновременно проводился их хронометраж, до и после занятий измерялось АД.

Изучение показателей самочувствия, морфо-функционального состояния, физической подготовленности, характеризующих физическое состояние студентов, выявило их соответствие средним групповым величинам физиологических стандартов. Анализ самооценки здоровья показал, что отличное состояние здоровья имеют – 34% студентов, хорошее – 38%, удовлетворительное – 25%, неудовлетворительное – 3%. Изучение результатов измерений артериального давления показало, что у 4% студентов систолическое АД превышает норму на 10 мм. рт. ст. Оценка индексов пропорциональности доказала, что 68% студентов находятся в диапазоне надлежащего уровня. В начале показатели гибкости, скоростно-силовой и скоростной выносливости студентов были ниже нормативных величин.

Изучение мотивации студентов к занятиям баскетболом выявило, что среди широкого спектра мотивов наиболее значимыми являются:

–  на первом месте – интерес к занятиям;

–  на втором – укрепление состояния здоровья;

–  на третьем – самосовершенствование;

–  на четвертом – мотив развития физических качеств;

–  на пятом – приятное времяпровождение;

–  на - шестом – снятие психоэмоционального напряжения;

–  на седьмом – получение – положительных эмоций.

Таким образом, ведущими мотивами у студентов, занимающихся баскетболом, является интерес к занятиям, желание укрепить здоровье, самосовершенствование, что, по сути, определяет направленность и содержание программы занятий.

Среди основных стимулов к продолжению занятий студентами в дальнейшем были выделены такие – удовольствие от программы занятий – 37%, поддержание мышечного тонуса – 28%, хорошее самочувствие – 20%, повышение самооценки – 15%. Это обеспечило стабильный состав групп и почти стопроцентное посещение занятий. Кроме того, все студенты изъявили желание в следующем учебном году.

Сравнительный анализ тренировочных занятий различной преимущественной направленности показал, что занятия, направленные на развитие выносливости, отличаются значительным темпом выполнения движений, включающих одновременную работу значительных мышечных групп ног, рук, туловища; отсутствием длительных пауз отдыха между сериями упражнений. Для них характерна высокая частота сердечных сокращений (ЧСС) в течение всего занятия (146 ± 10).

Сегодня существует несколько подходов к построению занятий по баскетболу [3,7]. Анализ оздоровительного влияния различных по направленности программ доказал, что наиболее эффективным является использование смешанных программ (когда на одном занятии решается несколько задач – развитие или повышение выносливости, координационных и скоростно-силовых возможностей...). Внедрение таких программ способствует поддержанию интенсивности занятий на высоком уровне, необходимом для укрепления сердечнососудистой системы. Такие программы будут способствовать обучению студентов реализовывать свои физические способности при выполнении технических и тактических приемов в игре, эффективно выполнять игровые действия, которые состоят из нескольких приемов техники, использовать свой технический арсенал в соответствии с изменением игровых ситуаций, адекватно воспроизводить сочетание тактических действий. То есть, совершенствование компонентов игровой деятельности будет происходить в тесном взаимодействии между ними. Но к формированию взаимодействия между компонентами технической и физической подготовки у студентов, занимающихся баскетболом, следует приступать лишь после предварительного этапа соответствующей подготовки, когда уровень базовых физических способностей и уровень овладения рациональной структурой технических приемов будет у них на достаточном уровне.

Под влиянием систематических занятий баскетболом происходит достоверное улучшение самочувствия. Количество студентов, которые оценили свое здоровье как хорошее, увеличилось до 57%, отличное – до 40%, при соответствующем уменьшении количества удовлетворительных оценок до 3% и ликвидации неудовлетворительных.

Уже после трех месяцев занятий происходит улучшение состояния здоровья и самочувствия, положительные изменения функционального состояния и физической подготовленности.

Однако, наибольшие изменения происходят после шести месяцев занятий, наблюдалось постепенное улучшение показателей физического состояния студентов. Также отмечался рост заинтересованности в занятиях и повышался уровень выполнения технических приемов.

Выявлено, что ведущими мотивами к занятиям баскетболом у студентов 17-20 лет есть интерес к этим занятиям, желание укрепить свое здоровье и самосовершенствование, что, по сути, определяет направленность и содержание программы занятий в целом.

Основными факторами оптимизации оздоровительных занятий со студентами является определение мотивации и конечной цели занятий, учета начального уровня физического состояния и физической подготовленности студентов, выбор рациональной направленности занятий, а также, характера и величины тренировочных нагрузок.

С целью формирования здорового образа жизни у студентов необходимо внедрять новые формы физического воспитания во внеурочное время, такие, как проведение мастер-классов, бесед и различных турниров по баскетболу.

Целесообразно также проведение дополнительных антропометрических и функциональных исследований с целью дальнейшей оптимизации учебного процесса.

Литература

1. Доброміль Є. І. та ін. Фізична культура і спорт як фактор підвищення успішності та зміцнення здоров'я студентів. / Теорія та практика фізичного виховання та спорту. Респміжвідом. збірник. – К., 1975. – Вип. 5 – с. 12-14.

2. Душанин С. А. и др. Тренировочные программы для здоровья. / С. А. Душанин, Л. Я. Иващенко, Е. А. Пирогова. – К.: Здоровье, 1985. – 31 с.

3. Нестеровский Д. И. Баскетбол. Теория и методика обучения – Москва. Academa, 2006. – 336 с.

4. Пирогова Т. А., Иващенко Л. Я., Страпко Н. П. Влияние физических упражнений на работоспособность и здоровье человека. – Киев: Здоровье, 1986. – 252с.

5. Симонюк Ю. Г. Основы физического воспитания. – Харьков, РИО ХГЭУ, 1999. – 104с.

6. Сортэл Н. Баскетбол: первые шаги. / Пер. с англ. – М., 2002

7. Холодов Ж. К., Кузнецов В. С. Теория и методика физического воспитания и спорта. Учеб. пособие для студ. высш. уч. заведений. – М., 2002

8. Юный баскетболист. Пособие для тренеров. / Под редакцией Е. Р.Яхонтова. – М., 1987.

Аннотация

Оптимизация тренировочного процесса на занятиях по баскетболу

В статье поднята проблема оптимизации тренировочного процесса на отделении баскетбола. У студентов 1-2 курса в возрасте 17-20 лет, занимающихся баскетболом были выявлены приоритетные мотивы, сыгравшие главную роль в выборе данного вида спорта. В статье нами представлены основные формы физического воспитания, используемые на занятиях по баскетболу. Проведен сравнительный анализ программ занятий различной направленности в течение процесса обучения. Определены основные факторы оптимизации оздоровительных занятий для студентов, занимающихся на отделении баскетбола.

Ключевые слова: баскетбол, студенты, здоровье, мотивация, оптимизация, оздоровление, организация, техника, тактика, методика.

Анотація

У статті порушено проблему оптимізації тренувального процесу на відділенні баскетболу. У студентів 1-2 курсу у віці 17-20 років, що займаються баскетболом були виявлені пріоритетні мотиви, що зіграли головну роль у виборі даного виду спорту. У статті нами представлені основні форми фізичного виховання, які використовуються на заняттях з баскетболу. Проведено порівняльний аналіз програм занять різної спрямованості протягом процесу навчання. Визначено основні фактори оптимізації оздоровчих занять для студентів, які займаються на відділенні баскетболу.

Ключові слова: баскетбол, студенти, здоров'я, мотивація, оптимізація, оздоровлення, організація, техніка, тактика, методика.

Summary

The article raised the problem of optimizing the training process at the Department of basketball. Students 1-2 years of age 17-20 years, engaged in basketball were identified priority motives played a major role in the choice of the sport. In this paper, we presented the basic forms of physical education, used in class on basketball. A comparative analysis of training programs of various kinds during the learning process. The main factors of the optimization fitness classes for students involved in the Department of basketball.

Keywords: basketball, students, health, motivation, optimization, improvement, organization, technique, tactics and technique.

Пилюгин, преподаватель кафедры физического воспитания и охраны здоровья В. С.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить