Статьи по физическому воспитанию
  • Регистрация
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 0.00 (0 Голоса)

Кредитно-модульная система в учебном процессе по физическому воспитанию и формированию у студентов убеждений о пользе и осознанной необходимости в систематических занятиях физическими упражнениями

 

Введение. На современном этапе развития в агропромышленном комплексе уровень и качество подготовки кадров высшей квалификации становятся главнейшими факторами и необходимой предпосылкой эффективного решения задач экономического развития. Сегодня нужен специалист “нового типа” с фундаментальной профессиональной подготовкой, владеющей общеобразовательными и профессиональными знаниями, способен к постоянному самосовершенствованию [4].

За годы учебы в ВУЗе под влиянием преподавательского состава приобретается профессия, раскрывается потенциальные возможности, расширяются познания студента, формируется личность человека. Формирование личности невозможно так же без самовоспитания, т. е. стремления к постоянному собственному совершенствованию. Преодолевая жизненные трудности, исправляя свои недостатки, тренируя память и внимание, каждый человек может воспитать самообладание, волю, развить умственные способности[7].

Большие возможности для самосовершенствования заложены в физической культуре и спорте. Для этого с 1 курсов студентам необходимо давать достаточный объем теоретических и практических знаний, умений и длительных навыков по физической культуре и спорту, чтобы занимающиеся самостоятельно могли успешно применять их в повседневной жизни, приучая себя к потребности к физическому самосовершенствованию [2, 3, 6].

Поэтому для формирования потребности в занятиях физической культуры с целью улучшения здоровья необходим комплекс мер, направленных на привитие навыков заниматься регулярными систематическими упражнениями. Необходимость регулярных занятий физическими упражнениями, в настоящее время стоит наиболее остро, так как здоровье населения катастрофически ухудшается, особенно детей и студенческой молодежи. Увеличивается количество людей с ограниченными физическими возможностями, перед которыми стоит проблема социальной адаптации и реабилитации [6].

Поэтому формирование потребности в систематических и регулярных занятиях физической культурой является как никогда актуальной задачей.

Цель Работы – провести тщательный анализ влияния социально-экономических условий на развитие физической культуры и спорта в ВУЗе, выяснить воздействие кредитно-модульной системы и других факторов на формирование потребности и осознанной необходимости систематических занятий физическими упражнениями.

Материалы и методы. Физическое воспитание в вузе осуществляется по обязательной программе на дневных занятиях и путем организации внеурочной физкультурно-спортивной работы (секций по видам спорта). При современной нагрузке студентов умственной деятельностью необходимо заниматься физическими упражнениями до 1,5 часа ежедневно. Достигнуть такого уровня в пределах учебного плана не предоставляется возможным. Где же выход? Выход необходимо искать в первую очередь в организации внеурочной работы по физическому воспитанию, а также привлекать студентов к самостоятельным занятиям[2,3]. У нас организованы вечерние занятия в секциях по многим видам спорта под руководством преподавателя - тренера. Но если проанализировать состав студентов, которые занимаются в секциях, то оказывается большинство из них, являются городскими жителями. В основном из них и формируются сборные команды по видам спорта. После того, как наш вуз превратился из чисто сельскохозяйственного в агротехнологический университет, многие факультеты поменяли свое название и к нам охотнее стали поступать дети из городов, районов и поселков городского типа. Дети выросшие в городах могли заниматься в ДЮСШ, у них есть личная спортивная форма и спортивный инвентарь. Доходы городской семьи выше, чем сельской. Родители могут позволить купить ребёнку, который увлекся туризмом, дорогостоящий спортинвентарь (палатку, спальник, обувь и т. д.). Нужно отметить, что хорошего качества ракетки для занятий настольным теннисом, также стоят достаточно дорого. Нужны не малые средства, чтобы посещать тренажерный зал. Все залы платные. Но родители идут на эти затраты, развивая своих детей.

Развитие физической культуры в селе сталкивается с рядом объективных трудностей, главная из которых заключается в рассредоточении населения по мелким населенным пунктам, где молодежи почти нет и нет даже простейших спортивных сооружений. Ребята в селах могут заниматься видами спорта не требующими специализированных залов. Это кроссовый бег, футбол, силовые упражнения.

Результаты исследований. Городские студенты в силу вышеперечисленных причин уже с детства имеют потребность к занятиям физкультурой и спортом. И поступив к нам в ВУЗ, сами приходят в секции, записываются и продолжают заниматься, совершенствуя свое спортивное мастерство. Студенты из сельской местности техническими видами спорта, практически, не занимаются. И к тому же нет подлинной, осознанной потребности к занятиям физическими упражнениями.

Уровень физической подготовленности и здоровья в настоящее время по ряду критериев не отвечает современным требованиям. Сегодня студенты слишком часто болеют. До 60% страдают остро - распириторными заболеваниями (ОРЗ), до 20% имеют избыточную массу тела, до 40 % у студентов отмечается нарушение опорно-двигательного аппарата и лишь 20-30% студентов считаются практически здоровыми и могут заниматься в основной медицинской группе.

Однако, несмотря на слабую физическую подготовленность студентов, поступивших в вуз занятия по физическому воспитанию, согласно приказу № 757 от 2003 года должны планироваться и проводиться на всех курсах, кроме последнего семестра. Но этого недостаточно. Кроме того, в этом приказе указывается на то, что двигательный режим молодого человека должен составлять 6-10 часов в неделю и составлять занятия в академических группах, самостоятельно, туризмом и в секциях спортивного самосовершенствования. Поэтому, для исполнения этого приказа необходимо формировать у студентов убеждение и осознанную необходимость в систематических занятиях. Нужны обязательные занятия по расписанию не менее 4-6 часов в неделю, причем эти занятия должны носить направленный характер в формировании потребности к физическим упражнениям.

Введение в учебный процесс кредитно-модульной системы позволило активизировать студентов на занятиях, у них стала появляться потребность к физическим упражнениям. Это введение кредитно-модульной системы бесспорно прогрессивно, так как студенты стремятся набрать большее количество баллов и это, в свою очередь, положительно повлияло на посещаемость и успеваемость студентов. Однако, несмотря на повышенную активность студентов на занятиях стойкой потребности к занятиям физическими упражнениями не произошло. Процесс формирования привития необходимости заниматься физическими упражнениями длительный и сложный процесс. Здесь необходима пропаганда о пользе физических упражнений на организм. Нужно систематически вооружать студентов необходимыми знаниями о физической культуре и спорте, формировать умения и двигательные навыки.

Как показали наши исследования, кредитно-модульная система явилась некоторым активирующим фактором в процессе занятий по физическому воспитанию, тем не менее, сформировать необходимость к занятиям физической культурой не представило возможным. Считаем, что формирование потребности к занятиям физической культурой должно идти комплексно[2, 3, 6].

Введение кредитно-модульной системы безусловно прогрессивное нововведение в учебном процессе. Однако, кроме этого необходима пропаганда здорового образа жизни, глубокие знания о важности физических упражнений на организм. Необходимо убедить студентов, что ничто так не разрушает организм, как длительное физическое бездействие. Отмечать отрицательное влияние гиподинамии на опорно-двигательный аппарат и функции вегетативной нервной системы. Чаще показывать на примерах о пользе физической культуры на организм. Что с помощью регулярных систематических физических упражнений совершенствуются двигательные навыки, улучшается координация, расширяются функциональные возможности организма, повышается иммунитет к различным заболеваниям, совершенствуются адаптационные механизмы к негативным процессам, которые могут появляться в процессе жизнедеятельности.

В заключении следует отметить, что кредитно-модульная система повысила активность студентов на занятиях, улучшила посещаемость, а это одно из важных факторов на пути к привитию потребности к занятиям физической культурой и осознанной необходимости о пользе физических упражнений на организм.

Литература

1.  Амосов Н. М. Раздумье о здоровье. – М.: Медицина. 1978. – 176 с.

2.  Баранов В. В. Постановка работы по совершенствованию физического воспитания и охраны здоровья студентов в Крымском государственном аграрном университете. // Материалы учебно-научно-методич. конференции профес. препод. состава. – Симферополь, 1997. – С 41-42.

3.  Баранов В. В., Фролов И. Я., Николенко О. В., Кровяков В. Ф. Формирование у студентов мотивационной базы по физическому воспитанию с целью подготовки их к физическому самосовершенствованию.// Матеріали міжнародної науково-практичної конференції. – Дніпропетровськ. Наука і освіта. – 2002. – с. 3-5.

4.  Осенний Н. Г. Основные направления активизации самостоятельной работы студентов в ЮФ „КАТУ” НАУ при кредитно-модульной организации ученого процесса. // Материалы учебно-научно-методической конференции проф.. препод. состава. – Сімферополь, 2008. – с. 3-5.

5.  Петровський К. С. Азбука здоров’я. – № 1.: 1982. – 112 с.

6.  Пономаренко А. Н. Значимость самостоятельных занятий физическими упражнениями в повседневной жизни студентов.// Материалы учебно-научно-метод. Конф. Проф.. препод. состава. – Сімферополь, 2008. – с. 135-138.

7.  Рувинский Л. И. Технология самовоспитания. – М.: Наука. 1982. – 146 с.

Аннотация

Проведен анализ социально-экономических условий на развитие физической культуры и влияние кредитно-модульной системы на формирование у студентов знаний о пользе физических упражнений и осознанной необходимости в систематических занятиях.

Ключевые слова: физическое воспитание, физические упражнения, система, физическая культура.

Анотація

Проведений аналіз соціально-економічних умов на розвиток фізичної культури і вплив кредітно-модульной системи на формування у студентів знань про користь фізичних вправ і усвідомленої необхідності в систематичних заняттях.

Ключові слова: фізичне виховання, фізичні вправи, система, фізична культура.

Summary

The analysis of socio-economic terms is conducted on development of physical culture and influence of the kreditno-modul'noy system on forming for the students of knowledges about the benefit of physical exercises and realized necessity for systematic employments.

Keywords: physical education, physical exercises, system, physical culture.

Лаго А. П. ст. преподаватель кафедры физического воспитания и охраны здоровья; Виноградов М. А. преподаватель кафедры физического воспитания и охраны здоровья.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить