Статьи по физическому воспитанию
  • Регистрация
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 4.50 (1 Голос)

ВЛИЯНИЕ СТАТО-ДИНАМИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ НА ПОКАЗАТЕЛЬ ЗДОРОВЬЯ И ФИЗИЧЕСКУЮ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ СТУДЕНТОК СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ С ДИАГНОЗОМ НЕЙРОЦИРКУЛЯРНОЙ ДИСТОНИИ

 

Введение. По данным медицинского контроля, особенно последних лет показан возросший процент различного рода отклонений здоровья студентов, причем сосудистые заболевания превалируют над другими патологиями. Рост количества этих заболеваний среди студенческой молодежи, свидетельствует о снижении регуляторных функций организма, адаптационных резервов его к физическим и психическим нагрузкам. Лубышева отмечает, что имеющие у студенток отклонения в состоянии здоровья связаны с тем, что применяемые физические упражнения на занятиях по физическому воспитанию недостаточно специализированы относительно конкретных задач [6]. В связи с этим, возрастает роль физических упражнений, направленных на совершенствование регуляторных систем организма и повышения его функциональных возможностей.

Поэтому проблема оздоровительного влияния физических упражнений на организм студентов с нарушениями вегетативного статуса, в частности с нейроциркулярной дистонией (НЦД), представляет особый интерес [3, 7, 9].

Исследованиями ряда ученых показано, что нейроциркуляторная дистония складывается из сердечно-сосудистых и общеневротических проявлений [1, 2, 7]. Нарушение функций сердечно-сосудистой системы выражается в повышении артериального давления (АД), в частоте сердечных сокращений (ЧСС) с проявлениями признаков невроза (раздражительность, нарушение сна, быстрая утомляемость). Вся указанная патология обычно проявляется у девушек с недостаточной физической и функциональной подготовленностью. Напряженная учеба в вузе усугубляет этот процесс.

Цель Данного исследования состояла в том, чтобы показать эффективность методики оздоровительных занятий с помощью стато-динамических упражнений на улучшение здоровья студенток с нейроциркулярной дистонией.

В эксперименте приняли участие 20 студенток 2 курса, относящихся к специальной медицинской группе, с нейроциркулярной дистонией. Педагогический эксперимент состоял в изучении влияния стато - динамических упражнений на физическую и функциональную подготовленность студентов с нарушением нейроциркулярной регуляции.

Студенты с заболеванием НЦД были разделены на две группы: экспериментальную и контрольную по 10 человек каждая.

Для оценки влияния стато-динамической нагрузки на сердечно-сосудистую систему измеряли систолическое и артериальное давление, частоту сердечных сокращений (ЧСС). Максимальное потребление кислорода (МПК) определяли с помощью теста К. Купера [5].

Методика применения стато-динамических упражнений состояла из классификации (СДУ) на отдельные группы мышц, их дозировки, подбор исходного положения (стоя, сидя, лежа на боку и т. д.), обращали внимание на темп и амплитуду движений, учитывали степень мышечного напряжения (20-50%) от предельного напряжения. При нейроциркуляторной дистонии важны правила выполнения стато - динамических упражнений. Эти правила сводились к следующему: для расширения артерий и капилляров предпочтение отдавалось упражнениям, которые выполнялись лежа; при локальном воздействии использовали максимальное количество мышц; при выполнении упражнений сначала нагрузку давали на крупные мышцы, а затем на мелкие; после серии упражнений применяли стретчинг (фиксированное растягивание мышц 10-40 с).

При выполнении стато-динамических упражнений учитывали ряд противопоказаний: кровяное артериальное давление должно было не превышать 150/90 мм рт. ст., не выполнять стоек на голове, глубоких наклонов, резких движений в шейном отделе, не допускать длительной задержки дыхания.

Кроме упражнений на растягивание мышц (стретчинг), вводились дыхательные упражнения и упражнения на расслабление.

После окончания эксперимента была проведена статистическая обработка полученных результатов. Достоверность различий полученных в эксперименте, определяли с помощью t – критерия Стьюдента для взаимосвязанных выборок при уровне значимости p < 0, 05.

Воздействие упражнений на тренируемые мышцы длилось до 30 сек. без расслабления до тех пор, пока его выполнение становилось невозможным из-за болевых ощущений в мышцах. Эти ощущения обычно сопровождаются нарушением кровотока в мышцах, что в свою очередь, активизирует процессы, связанные с повышением обмена веществ в организме. Этим самым создается тренировочный эффект [4, 8, 10]. Предпочтение отдавалось упражнениям, которые выполнялись лежа. Контролировалось артериальное давление, которое должно было увеличиваться не более чем на 30-40 мм рт. ст. Частота сердечных сокращений не превышала 130-140 уд/ мин. Во время отдыха включались упражнения на растягивание мышц, рекомендовалось дыхание, только через нос. Таким образом, при применении СДУ необходим постоянный контроль за сердечно-сосудистой системой [2].

Результаты исследования. Использование стато - динамических упражнений оказало положительное влияние на все исследуемые критерии физической подготовленности студенток (Таблица 1). Из приведенной таблицы видно, что все показатели у студенток экспериментальной группы улучшились и эти изменения были достоверны. Так, показатель общей выносливости (по тесту К. Купера) увеличился более чем на 160 м (p <0, 05). Скоростно-силовая выносливость до эксперимента составляла 20.2 ± 4.1, после эксперимента – 23.0 ± 2.8 (p < 0,05).

Таблица 1. Изменение показателей физической подготовленности студенток с заболеваниями нейроциркуляторной дистонией до и после эксперимента.

Тесты физической подготовленности

Результаты групп

Экспериментальная

Контрольная

До

После

До

После

Тест К. Купера, м

1850±3.1

2010 ±2.1

1700 ±1.9

1840 ±2.4

Сгибание рук в упоре на гимнастической скамье, кол-во раз за 20 с

20.2 ±4.1

23.0 ±2.8

18.6 ±4.9

19.1 ±5.4

Поднимание ног. И. п. лежа на спине за 30 с,

Кол-во раз

19 ±1.8

16 ±1.7

11 ±2.3

12 ±2.1

Наклон вперед из И. п. сидя, м

0.16 ±0.6

0.19 ±0.2

0.13 ±0.1

0.14 ±0.2

Удержание туловища прогнувшись в И. п. лежа на животе, с

121 ±44.3

143 ±49.7

110 ±42.1

112 ±39.4

Удержание прямых ног под углом 45 0 из И. п. упор лежа сзади на предплечьях, с

55 ±11.4

73 ±15.1

60 ±23.4

65 ±29.7

Поднимание туловища из И. п. лежа на спине согнув ноги, руки скрестно на груди, кол-во раз

35 ±2.9

52 ±2.2

36 ±2.8

38 ±3.0

Поднимание туловища из И. п. лежа на животе, руки за голову, кол-во раз

44 ±2.3

50 ±2.8

43 ±2.4

44 ±3.1

Показатели статической выносливости, удержание туловища из И. п. лежа на животе прямых ног под углом 450 увеличились. Эти изменения также были достоверны. Количество поднимания туловища из И. п. лежа на спине увеличилось с 35 ± 2.9 до 52 ± 2.2 – после эксперимента, а поднимание туловища из И. п. лежа на животе составило 50 ±2.8, а до эксперимента – 44 ± 2.3.

Кроме тестирования физической подготовленности, студенты экспериментальной и контрольной группы были подвержены функциональным пробам, которые также претерпели достоверные изменения. Так, под влиянием СДУ положительные изменения наблюдались в системе кровообращения. У студенток экспериментальной группы систолическое артериальное давление (САД) снизилось на 12.5 ±1.6 мм рт. ст., а диастолическое (ДАД) – 8.9 ± 1.7 мм рт. ст. (p < 0, 05).

Улучшились показатели системы внешнего дыхания. Возрос показатель жизненной емкости легких (ЖЕЛ), задержка дыхания на вдохе увеличилась на 13 ± 1.6 с., а на выдохе на 6 ± 1.2. Под воздействием СДУ в экспериментальной группе увеличились показатели динамометрии (p< 0,05). Применение СДУ на оздоровительных занятиях в экспериментальной группе заметно отразилось на показателях здоровья, что выразилось в улучшении функции системы кровообращения, показателях ЖЕЛ, динамометрии, ЧСС. Исчезли субъективные реакции на ортостатическую пробу, как головокружение, потемнение в глазах.

Полученные данные позволяют сделать заключение, что под влиянием оздоровительной методики занятий, использующей СДУ, произошли качественные и количественные улучшения большинства параметров физической подготовленности, физического развития и функциональных показателей здоровья студенток специальной медицинской группы с диагнозом нейроциркуляторной дистонией.

Литература

1.  Амосов Н. М., Бедент Я. Л. Физическая активность сердца – Киев. Здоровье, 1989 – 211 с.

2.  Баранов В. В., Свириденко А. П. Особенности проведения занятий по физическому воспитанию со студентами специальной медицинской группы с нарушением сердечно-сосудистой системы. // Наукові праці. Гуманітарні науки. Выпуск 117. – Симферополь, 2009. – с. 27 -31.

3.  Вейн А. М. Вегетативные расстройства: клиника, лечение, диагностика. – М.: Медицинское информационное агентство. 2000, с. 52-108.

4.  Горбачев В. В. Недостаточность кровообращения. – Минск. Высшая школа. 1992- с. 19-57.

5.  Купер К. Аэробика для хорошего настроения. – М. : Ф и С, 1989. – 224 с.

6.  Лубышева Л. И. Физическая и спортивная культура: содержание, взаимосвязи и диссоциации. // Теория и практика физ. культуры. 2002, № 3. – С 11-12.

7.  Маколкин В. И., Аббакулов С. А. Нейроциркулярная дистония в терапевтической практике.- М.: Медицина. 1995. – С 16-58.

8.  Мякинченко Е. Б., Селуянов В. Н. Оздоровительная тренировка по системе Изотон. – М.: Спорт Академ Пресс. 2001. – С.8-50.

9.  Плотников В. П. Средства физической культуры в функциональной характеристике и оздоровлении студентов с нейроциркулярной дистонией. Автореф. докт. дисс. – М.: 1995. – 32 с.

10.  Селуянов В. Н. Технология оздоровительной физической культуры – М.: Спорт Академ Пресс – 2001. С 62-75.

Аннотация

В статье показано положительное влияние стато-динамических упражнений на организм студенток, с диагнозом нейроциркулярной дистонии.

Ключевые слова: стато- динамические упражнения, нейроциркуляторная дистония, стретчинг, артериальное давление, частота сердечных сокращений.

Анотація

В статті відображено позитивний вплив стато-дінамічних вправ на організм студенток с діагнозом нейроциркуляторна дистонія.

Ключові слова: стато-динамічні вправи, нейроциркуляторна дистонія, стретчинг, артеріальний тиск, частота серцевих скорочень.

Summary

Positive influence of static and dynamic exercises on female student’s organisms suffering from neurocirculatory dystonia is shown in the article.

Key words: static and dynamic exercises, neurocirculatory dystonia, stretching, arterial pressure, cordial contractions frequency.

Баранов В. В., доцент, заведующий кафедрой физического воспитания и охраны здоровья.

Влияние стато-динамических упражнений на показатель здоровья и физическую подготовленность студенток специальной медицинской группы с диагнозом нейроциркулярной дистонии - 4.0 out of 5 based on 1 vote

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить