Статьи по философии
  • Регистрация
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 0.00 (0 Голоса)

Проблемы гуманизации в процессе музыкального образования

Гуманизм – это принцип мировоззрения, в основе которого лежат – убеждённость в безграничности возможностей человека и его способности к самосовершенствованию; требования свободы и защиты достоинства личности; идея о праве человека на счастье и о том, что удовлетворение его потребностей и интересов (духовных и материальных) должно быть конечной целью общества.

Изменения должны идти по пути гуманизации и в процессе музыкального образования.

Пути гуманизации музыкального образования:

1. Должен измениться взгляд на студента (студент имеет потенциал для развития).

2. Необходимо переосмыслить саму сущность процесса воспитания и образования, а также их назначение (воспитание и образование не как процесс формирования, идущий извне, от педагога, а как процесс развития студента, когда педагог создаёт условия, помогает студенту самому выйти за пределы своей ограниченности).

3. Необходимо уважать в студенте Человека (понимать, поддерживать его).

4. Помнить, что каждый молодой человек неповторим и тем прекрасен.

5.Работать так, чтобы каждый студент научился уважать и ценить себя.

В работе со студентами допустимы только ненасильственные, гуманные методы и приёмы воспитания и образования, и демократический стиль общения с ними.

В Конвенции ООН о правах молодёжи они (права) условно делятся на три вида: право на защиту, право на установленную норму и право на выбор. К праву на установленную норму относятся прежде всего медицина и образование. Основными понятиями Конвенции в отношении образования можно считать интересы и достоинство молодого человека, развитие его личности, право на образование, на творческую деятельность, равные возможности и другие права.

Обеспечить некоторые из этих прав обязаны преподаватели. Огромная роль при этом принадлежит личности педагога его культурному уровню, интеллектуальному и творческому потенциалу.

Личность может воспитать только личность. Требовании к личности педагога как никогда высоки. Модернизация отечественного образования и его вхождение в общеевропейское образовательное пространство выдвигает новые требования ко всем специалистам, в том числе и музыкального образования. Гуманизация образовательного процесса, всего содержания актуальна при подготовке любого специалиста, но особенно важна для профессионалов в области образования.

На пути гуманизации музыкального образования встали проблемы, диктуемые современным состоянием общества, вытекающие из его противоречий.

Одна из основных проблем – признание достойной жизни молодых людей как самой главной ценности, защита их прав. Причины выдвижения этой проблемы не случайны. Во-первых, наша страна строит новое правовое государство. Во-вторых, положение молодёжи в Украине сегодня оценивается как бедственное: отмечается падение рождаемости, резкое ухудшение уровня жизни, качество здоровья. Причины многофакторны.

На первый взгляд даже трудно определить приоритетные проблемы. Их много. И все они неотложные. Всё важно: музыкальное образование в профессиональном и в массово-любительском аспектах, музыка на радио и телевидении, концертная жизнь, театры оперы и балета и музыкальные театры, инфраструктура музыки во всём её объёме – от материальной базы скромного сельского клуба до состояния крупнейших театров и концертных залов, от музыкальных инструментов до столь необходимых всем новейших технологических средств. Везде долгие годы господства командно-административной системы с её неколебимым остаточным принципом финансирования музыкальной культуры, накопили массу нерешённых вопросов, которые превратились в болевые проблемы. Никогда ещё в истории человечества музыка не была столь важным компонентом формирования духовного, нравственного облика и единичной личности, и огромных масс (особенно молодёжи). С появлением и всеобщим распространением массовых каналов информации она обрела мощь необычайную. Без неё жизнь современного человека попросту немыслима. Каждый день, хотим мы того или не хотим, мы слушаем и слышим музыку по нескольку часов. И не просто слышим: она, опять-таки, безотносительно к нашим желаниям, в сильнейшей степени воздействует на нас. И это воздействие часто оказывается сильнее, чем контакты с произведениями иных областей современного искусства. Поэтому музыка сейчас не просто один из видов искусства, но его весьма существенный, во многом лидирующий компонент

Что более всего тревожит в сегодняшнем бытии музыки? Разрыв между её творческими высотами и крайне сниженными критериями музыкальной повседневности. Но одно дело – различие вкусов и совсем другое – полное неприятие молодёжи всех тех богатств музыки, которое выработало человечество.

За последнее время в Украине участилось нигилистическое пренебрежение к высоким жанрам музыкальной культуры, утверждения, что они не современны, неинтересны значительной части молодёжи, а потому, не нужны.

Посмотрим, что происходит в мире. И прежде всего акцентируем: с 90-х годов прошлого столетия весь мир от США до Китая, от Японии до европейских стран – переживает пору Ренессанса любви к музыкальной классике прошлого и современности. Мы в неприятии этого окажемся скоро в полной изоляции. Ведь все наши сентенции типа “кому нужны оперы, симфонии»? и т. д. идут от музыкальной безграмотности, от невежества (не только молодёжи, но и педагогов, прессы), которое, как известно, не может быть аргументом в отстаивании и утверждении своих художественных вкусов. Но всегда нужно помнить, что хороша та музыка, которая делает людей лучше – чище, добрее, духовно богаче, нравственно выше; плоха та, что делает их, и в первую очередь молодёжь, хуже – опошляет вкусы, обедняет духовный потенциал, формирует эмоции агрессии, зла, насилия. Вот с этих позиций следует рассматривать современную музыкальную жизнь, а не отдавать в концертной деятельности предпочтение профессионально беспомощным поп – рок – группам, проектам перед мастерами высокой музыки на том основании, что они приносят сиюминутную финансовую выгоду. Наиболее прибыльным в искусстве, как правило, бывает кич. И в своём следовании остаточному принципу финансирования высокого искусства, несмотря на декларативное неприятие его, на деле способствует его распространению.

Проблемы также в том, что новые концертные залы не строятся, старые ветшают; материальная база филармоний, музыкальных театров, консерваторий, училищ в очень тяжёлом положении; качество наших музыкальных инструментов во многих случаях ниже нормальных параметров и часто они негодны для профессиональной учёбы и концертирования; разрыв между нашей звукотехнической аппаратурой и её лучшими мировыми образцами с каждым годом всё увеличивается.

С чего же начать в подобной ситуации? Что поставить во главу угла большой комплексной программы развития украинской музыкальной культуры и музыкального образования в свете возросшей роли музыки в жизни современного человека?

Во-первых, необходимо тщательно разработать эту программу. Сформировать общественное мнение касательно острейшей актуальности её. Во-вторых, всеобщее обязательное музыкальное образование – вот итог к последовательному решению болевых проблем музыкальной жизни в Украине. Нужно с детства учить детей понимать музыку. А понять музыку – значит полюбить её (Например, Прибалтийские страны, всеобщее музыкальное образование введено с 1985 г).

В наше стремительное время, и это очевидно всё чаще не находится места Культуре. О том, без чего человеческое общество практически вообще не может существовать. Ни в экономике, ни в международных отношениях, ни в атомной энергетике, ни в экологии, ни в проблемах защиты детей – ни в чём.

Пора понять, что культура – не прослойка, не надстройка – она есть основа человеческого бытия и сердцевиной её является высокое Искусство. Это оно стойко хранит в себе нашу историческую и эмоциональную память. Искусство само есть великий учитель. Человек, способный почувствовать великую гармонию, отличается от животных тем, что способен на духовную жизнь. Его не надо заставлять честно и хорошо работать, гуманно относиться к природе или не отказываться от собственных детей и родителей.

В этом нет нужды потому, что всё это есть суть его жизни, её главное наслаждение.

Потому нельзя с небрежностью относиться к Искусству и в частности к музыке – дескать, не время, сейчас кризис, вот когда страна выйдет из него, тогда… Да не будет этого “тогда”. Потерянное в этом отношении время тянется в Украине давно – с “застойных” брежневских времён. Был лозунг: “Будет хлеб – будут песни”. Лозунг сняли, государства разделили, а подлинной перестройки в понимании взаимодействия духовного и материального так и не получилось. И сейчас уже каждый пропущенный день мстит жестоко – духовным оскудением народа. Одна из важных проблем сейчас – это проблема духовной жизни сельского труженика. Старый уклад крестьянской жизни с его многовековой культурой был беспощадно разружен. Как он ни сопротивлялся, но постепенно уходили обычаи и обряды, исчезал праздничный “ рукотворный” костюм, замолкали песни… В 20-е годы народных певцов за исполнение на свадьбах или праздниках традиционных песен высылали без суда и следствия и т. д.

Только начались попытки возрождения жизни на селе – разразился кризис. И опять повис один из самых главных вопросов – свободный труд человека на своей земле. Крестьянский труд на земле был испокон веков согрет и одухотворён собственным, уникальным, опирающимся на глубокую традицию художественным, гуманным творчеством. Собственно, вся жизнь тружеников села – от рождения до смерти – была этим творчеством приподнята и высветлена. Красота обрядовой культуры делала то, к чему и стремимся мы в идеале – превращая и жизнь, и труд – в праздник.

Труд на земле самый естественный и осмысленный из всех видов деятельности человеческой. Но по-настоящему возвращаясь к нему, нужно многое переосмыслить, пробудить в душе нового труженика села художественных наклонностей, восстановление нарушенной корневой системы, и, наконец, развития собственного, незаёмного голоса. А для этого начинать надо с детских садов, со школ – с уроками народного пения и народными танцами, с приобщением к высокой мировой культуре. И сейчас просто необходимо отдать сельскому труженику то созданное им художественное богатство, что бережно сохранило и приумножило для него высокое искусство Музыки.

Наверное, никогда человеку не предлагалось столько музыки, сколько сейчас в XXI веке. С каждым днём “звуковой поток” разрастается. Щёлкнув пультом мгновенно переключаемся с украинской народной песни на Луи Армстронга, с рок-концерта на Густава Малера. И такие переходы, подчас неожиданно сталкивающие несовместимое, заставляющие наше сознание быстро настраиваться на иную волну, стали вроде бы нормой восприятия. К величайшему сожалению ежегодно растёт “индустрия развлекательности”, “массовая музыкальная культура”, поскольку в условиях современного общества именно коммерческий подход к явлениям искусства регулирует “стихию производства” и “рынка сбыта”. На эти рынки выносятся и “музыкальные наркотики”. О них всем известно. Но никто не может решительно встать на пути их распространения. Да, все знают, например, во что превратился ныне панк – рок (особенно на Западе), что от него отдаёт душком фашизма. И скажем прямо: мощная система музыкальной пропаганды Запада не чуждается идей человеконенавистничества. Это, к сожалению, факт. Всё чаще звучат слова тех немногих журналистов, деятелей культуры и т. д., кто понимает опасность “агрессивной музыки”.

В Италии Винченцо Корги (общественный и музыкальный деятель, Президент Общества Италия – Россия) призывает всячески поддерживать музыку, способную объединять людей.

Один из наиболее наглядных примеров нападения “масскульта” на человека – рок – музыка. Исследования показали, что это серьёзная опасность для психики молодых людей, сравнимая по воздействию с наркоманией. Так, российский врач – психиатр Г. Забродин предупреждает, что у ребят, которые привыкают к року, разрушается, как под влиянием наркотиков, структура личности. Всемирно известный учёный, академик Наталья Бехтерева (бывший директор института “мозга” в Москве) писала: “Надо ясно понимать: рок, тяжёлый рок, уродует мозг”. Все новые научные данные подтверждают эти выводы, вскрывают биохимические основы управления психикой с помощью рок – музыки. Особенно беззащитны против этой болезни дети и подростки.

Одной из основных функций гуманизации является помощь обучающимся в становлении его как личности, признании его уникальности, индивидуальности, раскрытие и поддержка его актуальных и потенциальных возможностей, создание условий для максимальной реализации его творческого потенциала.

Современное общество осознаёт, что вокально-хоровая музыка является непременной составляющей духовности, самобытный фактор преемственности поколений, приобщения к национальной культуре и истории народа.

Занятия в хоровом студенческом коллективе строятся на принципах творчества, развития художественно-образного и ассоциативного мышления, способствует выразительному, эмоционально яркому произношению текстов, что повышает речевую культуру.

Включение студентов в творческий процесс на занятиях происходит постепенно. Этому способствуют дневные занятия по основам музыкальной грамоты, постановка певческого голоса и постановка певческого дыхания. Занятия по мировой и отечественной музыкальной литературе.

Огромную роль в работе хорового коллектива играют такие формы как беседы, например, по следующим темам:

1. “Профилактика асоциальных явлений” – борьба с вредными привычками.

2. “Диктатура безумия”.

3. “В человеке всё должно быть прекрасно” – формирование здорового образа жизни.

Максимально могут себя проявить студенты в участии программ, посвящённых Дню Знаний, Международному Дню студентов, Международному Дню музыки, Дню работников сельского хозяйства, Новогоднем Бале – Маскараде, Рыцарском турнире, Международному Дню 8 Марта, Отчётном концерте, фестивалях, городских мероприятиях, вечерах отдыха творческих коллективов и проч.

Основная задача студенческого хорового коллектива – эстетическое воспитание студентов – певцов, удовлетворение возрастающей потребности в создании духовных ценностей. С помощью хорового пения студенты знакомятся с сокровищами народной и фольклорной музыки, наследием мировой и отечественной классики, современной музыки и овладевает ими. Хоровая самодеятельность подготавливает грамотных слушателей музыки, воспитывает художественную взыскательность, требовательность, что имеет большое значение в формировании молодёжи.

Для плодотворной работы очень важно осознать сложную структуру и многообразие функций хоровой самодеятельности: воспитательную, познавательную, художественно-эстетическую, коммуникативную, функции отдыха, развлечения и др.

Многообразие функций хоровой самодеятельности свидетельствует о её разностороннем характере и большом диапазоне воспитательных средств, которыми она располагает. В этой связи необходимо прежде всего отметить активный характер деятельности её членов, непосредственно участвующих в творческом процессе, создании художественного образа.

Хоровое пение, как любой другой вид искусства, имеет свои особенности. Оно, как и любая музыка, способно передавать самые разнообразные оттенки эмоционально-психологиского состояния человека, его переживания, настроения, чувства. По существу ни один из других видов искусства не может отображать динамику переживаний с этой правдивостью и полнотой, как это делает музыка.

Динамика чувств, скрытая в музыкальном произведении и переданная комплексом определённых музыкально-выразительных средств, становится для исполнителя объектом глубокого анализа. Сочинения – важная творческая задача руководителя. А это выполнимо лишь при условии осмысленного и вместе с тем живого, эмоционального отношения поющих к исполняемому произведению

Необходимо развивать у молодёжи эмоциональное восприятие музыки, образное мышление, навыки выразительного пения. Только тогда вся работа и собственно исполнение станут подлинным творчеством.

И на современном этапе государство, внешкольные заведения, школы, вузы, педагоги в решении проблем гуманизации в процессе музыкального образования должны служить одной цели – созданию таких условий, в которых молодёжь Украины плодотворно развивалась и становилась личностями.

Литература

1.  Артановский С. Н. Некоторые проблемы теории культуры. – Л., 1977.

2.  Банфи А. Философия искусства. – М.,1989.

3.  Гадамер Г. Г. Актуальность прекрасного. – 1991.

4.  Лукин Ю. А. Искусство как информационная система. – М., 1995.

5.  Раншбург Й., Поппер П. Секреты личности. – М., 1983.

6.  Холопова В. Н. Музыка как вид искусства. – М., 1944.

7.  Философский энциклопедический словарь. – М., 2004.

Аннотация

В статье рассмотрены пути гуманизации музыкального образования и формирование у студенчества высоких художественных и духовных ценностей.

Анотація

У статті розглянуті шляхи гуманізації музичної освіти й формування у студентства високих художніх і духовних цінностей.

Summary

The ways of music education’s humanization and formation of student’s high art and cultural features are considered in the article.

Терещук И. А., cт. преподаватель кафедры философии, истории и культурологии.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить