Статьи по философии
  • Регистрация
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 0.00 (0 Голоса)

Гуманизация в процессе культурологического образования (на примере истории и теории театра).

Современное общество в условиях развивающихся капиталистических отношений предъявляет особые требования к формированию личностных качеств у студенческой молодежи. И не всегда эти качества соответствуют нормам гуманных общественных отношений. Главную причину этого явления я вижу во взаимодействии средств массовой информации на еще не зрелую, подвергающуюся воздействию извне личность студента. Как часто мы видим с экранов телевизоров низкопробные шоу-программы; художественные фильмы, пропагандирующие человеконенавистничество и насилие; в массовой продаже низкохудожественные литературные произведения, лишенные высоконравственных и гуманных идей. Я уже не говорю о той бездуховной информации, которая размещена на сайтах интернета.

Я считаю, одной из главных задач, на сегодняшний день стоящих перед вузами, является гуманизация всего воспитательного процесса в целом. Воспитание будущего специалиста, вооруженного не только знаниями, умениями в области избранной специальности, а и, в первую очередь, воспитание высоконравственной, духовнообогащенной личности, воспринимающей и пропагандирующей нормы общечеловеческой морали. Основная же нагрузка в этом процессе должна ложиться на гуманитарные дисциплины.

Понятие процесса гуманизации, я считаю, следует рассматривать как отношение (совокупность прав и обязанностей субъектов общественного регулирования) и как процесс деятельности субъектов общества. Гуманизация – как отношение, с одной стороны, предполагает внимание и заботу государства, экономических структур, использующих труд специалиста, с другой стороны – предполагается наличие у специалиста способностей быстро перестраиваться, переобучаться при изменении реалий производства.

Современное общество развитых стран предъявляет к специалисту особые требования. Наряду с формированием профессиональных качеств личности оно ставит задачу – развитие творческого потенциала, духовности специалиста. К сожалению, в современном украинском обществе наблюдается нигилистическое отношение к этим ценностям. Хотелось бы думать, что на это есть объективные причины. Сегодняшний день показывает, что мировое общество входит в очередную спираль экономического кризиса. Это обстоятельство проверит прочность не только экономики государств, а и политических, общественных установок. В этих условиях как никогда остро встает вопрос о формировании гуманистической культуры специалиста, в которой соединились бы высокий профессионализм, интеллигентность, социальная зрелость, творческое начало, духовная культура и нравственный облик. А также таких качеств как: доброжелательность, чуткость, умение работать с людьми, внимание и доверие к людям, честность, скромность, единство слова и дела, сознательность, оптимизм, порядочность, совестливость, самокритичность, развитый эстетический вкус.

На развитие гуманистической и нравственной культуры студента, а также вышеперечисленных качеств личности оказывает сильное влияние все гуманитарные науки, особенно этика, философия, культурология. Педагогически важен фактор предоставления студентам свободы выбора определенного вида творческой деятельности в рамках дисциплины “культурология”. Творческое направление, выбранное ими на основе собственных интересов и целей образования, создает органическую воспитывающую и развивающую среду. При характеристике творческой деятельности студента необходимо учитывать следующее. Во-первых, его творческая деятельность выступает как один из основных процессов реализации знаний, навыков, интересов. Во-вторых, она служит главным способом самореализации личности. В-третьих, эта деятельность есть процесс, в котором система способностей студента получает конкретное социальное выражение в создании культурных ценностей. При этом, разнообразие способностей личности, их диапазон раскрывается в творчестве, в общественно-значимом труде. Анализируя воспитательный процесс на примере курса “Основы театрального искусства” считаю необходимым отметить следующее. Включаясь в творческий процесс в качестве исполнителей различных ролей, студенты не могут не вносить в него другие свои свойства: политические и моральные качества, симпатии и антипатии, достоинства и недостатки, творческие порывы и предрассудки, одаренность и ограниченность и, наконец, свойства их характеров, темперамент, привычки – все это по необходимости вовлекается в творческий процесс.

Гуманизация личности студента происходит не только в процессе активного осмысления им классической литературы, но и в процессе работы над ролью, осуществлением замысла спектакля на сценической площадке. В основу актерского мастерства заложен процесс осмысления поступков персонажей пьесы, оправдания или порицания действий героев произведения и исходя из этого, воплощение характеров роли с помощью выразительных средств. Авторская идея постановок всегда отражает отношение актера к тем или иным общественным явлениям, коллизиям, которые происходят с героями пьес.

Второй аспект гуманизации в процессе образования студентов, я считаю, раскрывается при изучении истории мирового и отечественного театра и кинематографа, когда на примере развития искусства прослеживается линия человеколюбия и отражение этой темы в драматургических произведениях, изобразительном искусстве, литературе, соответствующих данной эпохе. Студентам необходимо понимание всего комплекса культурных достижений человечества. Без этого понимания невозможно эффективное социальное развитие личности. Первый шаг на этом пути – знание истории мировой и отечественной культуры. Через искусство осознаются нравственные ценности человеческого бытия, они становятся для будущего специалиста одним из необходимых способов воспроизводства культуры в его личностных качествах.

Воспитание историей искусств в их гуманистическом, нравственном срезе – мощнейший рычаг активизации гражданской позиции у студенчества. Большие возможности для воздействия на моральные представления молодежи открывает изучение темы, посвященной специфике театрального искусства, его основных видов и жанров. При раскрытии специфики искусства, его социальной роли одно из главных положений на котором строится нравственное влияние на студентов, заключается в том, что предметом искусства является человек в его общественном и индивидуальном бытии. Искусство создается человеком, для человека, его суть посвящена человеку. Лишь высоконравственное искусство, гуманистическое искусство отвечает подлинным потребностям развития общества, развития человека. По утверждению Д. С.Лихачева “Пути открытия ценностей человеческой личности, вернее, ее ценностей, мировое искусство движется от открытия ценности целого слоя общества – к определению ценности отдельной личности самой по себе... Гуманизм развивается как ряд последовательных обращений к человеку, которые все время являются новыми, ибо общественное развитие раскрывает для искусства в человеке все новые и новые стороны”.

К сожалению, среди студентов распространено некритическое отношение к современной массовой культуре, недостаточное знание отечественного искусства и понимание его вклада в мировую культуру. Часто проявляется односторонний интерес к рок-культуре и популярной эстрадной музыке. Большинство студентов нашего вуза не имеют даже представления о существовании театров и музеев. На плечи педагога ложится огромная ответственность построить учебно-воспитательный процесс так, чтобы вызвать у студентов живой интерес к тому, что им еще не ведомо, от крыть мир искусств, который преобразит их внутренний мир. С этой целью проводятся регулярные коллективные выходы в театры и музеи, концертные залы и выставочные галереи нашего города. Последующие обсуждения спектаклей, выставок, концертов ставят своей задачей – формирование художественного вкуса и понимания специфики различных видов художественного творчества, формирование у молодежи гуманистических наклонностей. Искусство играет огромную роль в культурном развитии студенческой молодежи, становлении культурного самосознания личности. Искусство моделирует креативность человека, его творческие начала, способность к открытиям, нетривиальным решениям в сфере будущей специальности. Именно в культурной деятельности, через общение с различными видами искусства происходит становление нравственной и духовной культуры личности. Еще В. Г. Белинский говорил, что “без развитого эстетического чувства нет гения, нет таланта, нет ума – остается лишь пошлый здравый смысл, необходимый для повседневного обихода”. Понятно, почему так важно обогатить содержание и формы культурной деятельности студентов, одухотворить их занятия в сфере досуга. Содержание досуга – зеркало общей культуры личности. В сфере досуга для молодежи нашего университета открываются большие возможности для выбора поля деятельности: это и творческие студии, входящие в состав народного студенческого театра “13” (студии: пантомимы, художественного слова, эстрадных миниатюр, режиссуры и сценарного мастерства), и культурно – массовые мероприятия университетского, городского и областного масштабов, и фестивали народного творчества, и тематические вечера, конкурсы, и т. д.)

Участие в общественно-полезной коллективной творческой деятельности формирует у молодежи множество граней межличностного общения.

В культуре будущего специалиста немалую роль играют и эстетические нормы. Это установившаяся в процессе развития культуры общества система мер и образцов продуктивной эвристической деятельности, а также способы упорядочения, оформления, организации творческого процесса. В эстетических нормах фиксируется понимание совершенства, гармонии и красоты. В них выражена мера мастерства. Не случайно одна из важнейших оценок уровня совершенства, качества и эффективности профессиональной деятельности специалиста – ее эстетическая оценка.

Для высокого уровня развития эстетической культуры будущего специалиста показателями могут служить следующие качества: разносторонние эстетические знания и интересы; развитый эстетический вкус и идейно-эстетическая позиция, позволяющие студенту не только ориентироваться в явлениях и процессах культуры, но и давать им глубокую оценку; развитые эстетические потребности и способности, в частности одна из художественных способностей; способность к аргументированному анализу художественных явлений; развитые эстетические чувства, потребность в постоянном эстетическом самообразовании.

В основе указанных качеств лежит система эстетических отношений к разнообразным явлениям общественного и естественного бытия (труду, природе, познанию, социальной деятельности, общению, искусству). Особенности формирования эстетической культуры в вузе заключается в системной организации всей культурно-воспитательной работы кафедры культурологи на принципах соединения теории и практики художественного образования, разнообразия методик, сочетания индивидуальных и коллективных форм образования, в осуществлении связи нравственно-эстетической деятельности университета с общественной, трудовой и культурной жизнью города и страны.

На базе НСТ “13” создана творческая инициативная сценарно-режиссерская группа, которая осуществляет работу по нравственно-эстетическому воспитанию: разрабатывает сценарии массовых праздников, театрализованных игр, вечеров, проводит конкурсы. Научные, эстетические, нравственные аспекты их творчества часто пересекаются, а это -предпосылки всестороннего развития личности.

Чтобы деятельность студента обрела нравственную ценность, он должен иметь развитую нравственную позицию. Благодаря ей высоконравственными становятся не только его общение с людьми, но и вся его жизнедеятельность.

Особое место в нравственной культуре студента занимает гуманное отношение к человеку. Это одно из важнейших проявлений духовной жизни. Будущий специалист должен стать своеобразным общекультурным и интеллектуальным центром любого коллектива. Общение с ним должно доставлять окружающим внутреннее удовлетворение, давать эмоциональную и интеллектуальную энергию, обогащая и его самого и других. Уровень его культуры определяется на основании того, как им освоены и применяются нравственные и эстетические нормы, как соотносятся эти нормы с его реальным повседневным поведением и деятельностью в обществе. Проведя анализ на примере руководимого мною факультатива, хочу отметить следующее: понимание и признание нравственных норм не всегда усваивается студентами на уровне самоконтроля. Из общего числа, занимающихся в коллективе НСТ “13” около 40% могут принимать моральные требования, 37% – реально их выполняют, но только 23% -используют при самоанализе. Эта особенность поведения есть, по-видимому, итог приспособления молодежи к условиям, когда сами жизненные обстоятельства не ставят ее перед необходимостью такого самоанализа.

Особое значение в формировании гуманизации, нравственных норм, в содержании культурной деятельности нашего вуза имеет развитие художественной самодеятельности, которая способствует самоутверждению человека как личности, сплачивает студенческий коллектив, формирует эмоционально значимое отношение к университету как к культурному центру. Участие в народном студенческом театре и его студиях оказывает благотворное влияние на развитие молодежи: во-первых, формирует творческие способности, воображение, раскованность фантазии, коммуникабельность, активность; во-вторых, расширяет культурный кругозор, знание мирового и культурного достояния; в-третьих, стимулирует самоконтроль и самоорганизацию, что, в частности, объясняет и более высокую (в среднем) успеваемость участников творческих коллективов в сравнении с общевузовскими показателями. Все это свидетельствует о социальной ценности художественной самодеятельности как одной из форм культурной жизни, как средства гуманистического воздействия. Особенно благоприятствует развитию лучших личностных качеств творческая атмосфера внутри театрального коллектива, созданная на принципах взаимного уважения, взаимоподдержки, сопереживания на основе традиций театральной семьи. В студенческом театре и его студиях сформировался специфический нравственно-психологический и творческий микроклимат общения, оказывающий на развитие личности студента порой более глубокое воздействие, чем то, которое складывается в формальных группах. Культурная атмосфера общения молодежи, связанной едиными творческими интересами и целями, создает основу для формирования единых нравственно-эстетических взглядов и установок. Не случайно в художественных коллективах часто возникает более высокий уровень сплоченности, чем в студенческих академических группах. Это в свою очередь, способствует развитию более ответственного отношения участников самодеятельности не только к учебе, а и к организации своего учебного и свободного времени. Показателем успешной воспитательной работы в творческих студиях является тот факт, что многие питомцы студенческого театра, окончив обучение в университете и будучи специалистами, регулярно приходят в коллектив и с огромным желанием и энтузиазмом принимают участие в творческой жизни театра, поддерживают театральные традиции и оказывают воспитательное воздействие на подрастающее поколение “театралов” личным примером. А ведь от того, в каких условиях происходит потребление и наследование культуры, зависит многое. Высокая культура восприятия и потребления ценностей формирует и гуманистически нравственную культуру молодежи. Она всегда конкретно связана с деятельностью, проявляется в общении с людьми. И, как известно, лучшая социальная педагогика – сама жизнь, реальные взаимодействия студентов в период общения и в процессе творчества.

Нравственный опыт студента должен постоянно питать его нравственный кругозор и интуицию, готовность делать добро и способность регулировать свои поступки. Поэтому и ценность его как будущего специалиста измеряются тем, насколько его поступки и действия соответствуют общечеловеческим нормам поведения, насколько высока его культура общения в коллективе, насколько развито умение быстро и четко оценить нравственные аспекты производственных ситуаций, тактично влиять на нравственные отношения в коллективе.

Говоря о качестве воспитания студенческой молодежи, нельзя не обратить внимание на ряд проблем, одна из которых – малая включенность студентов в культурную деятельность вуза, а также отсутствие стимулов в повышении их культурного уровня. И я имею в виду причину такого явления – негативное отношение некоторых преподавателей специальных дисциплин к культурологическим дисциплинам и самодеятельности. Перефразировав известные слова поэта, можно было бы сказать: “культурным можешь ты не быть, а специалистом быть обязан”, – таково мнение, еще бытующее у многих преподавателей нашего вуза, которые рассматривают культурную деятельность студента, как второразрядную. Я считаю, узкий прагматический подход к формированию профессионализма специалиста приведет к тому, что в структуре его личностных качеств исчезнут социально-значимые качества, такие как: гуманность, коллективизм, нравственные приоритеты.

И в связи с этим, хочу привести ряд примеров. Высшее техническое образование в развитых капиталистических странах, странах ЕС -характеризуется высокой долей преподавания гуманитарных дисциплин; те же принципы закладываются в систему переподготовки и стажировки кадров, проводимые компанией “Хитачи” в центре Абико (Япония). Они включают целенаправленную эстетическую подготовку всего персонала предприятия и прежде всего специалистов – руководителей. Фирмы затрачивают до 15% расходов на ежегодную переподготовку и повышение квалификации специалистов, включающую гуманитарную подготовку. В этой связи можно только сожалеть о том, что в нашем вузе и в целом в Украине количество часов, выделяемых на преподавание гуманитарных дисциплин ежегодно сокращается, а значит умаляется значение самих дисциплин в системе образования.

Еще один пример – компьютеризация страны. Информатика может обернуться и благом и злом, в зависимости от того на какой культурной почве взойдут ее идеи. Благо – общеизвестно. А вот зло... Одно из зол - техническая деформация мышления пользователя средствами информатики. Вспомните недавние события в Ираке. Люди, сидящие за мониторами компьютеров, подключенных к средствам уничтожения, назывались “юристами”. Это какое извращенное сознание надо иметь, чтобы убийцу назвать мирной профессией. Это они определяли какой объект подвергнуть ракетной атаке в первую очередь, какой позже, решали судьбы многих безвинных людей. Данный пример показывает, что техническая узколобость интеллектуальной деятельности личности при определенных условиях может стать причиной подавления гуманистического мышления. Подавляется образное мышление, а вместе с ним сострадание, угрызение совести, сочувствие. Я считаю, что позитивные социальные изменения в процессе технизации общества можно достичь только при гуманизации воспитательного процесса подготовки специалистов.

Любое знание, входящее в структуру мировоззрения, вначале осмысливается, очеловечивается, т. е. становится гуманным.

Процесс гуманизации образования предполагает ряд мероприятий:

1) создание проблемности преподавания истории и теории культуры;

2) включенности студентов в те или иные формы культурной деятельности;

3) повышение качества проводимых культурно-массовых мероприятий, их нацеленность на высокую духовную отдачу;

4) распространение в общении студентов эстетических требований и норм;

5) придание нравственно-эстетической окрашенности всех проводимых в вузе мероприятий, их высокохудожественного звучания, эмоциональности, способствующей формированию гуманистических чувств у молодежи.

Процесс воспитания и образования сегодня должен быть ориентирован на особенности проявления культуры специалиста: формирования его личностной культуры, организацию деятельности в условиях гуманизации воспитания, гуманитаризации образования и повышения общей культуры педагогического процесса.

Литература

1. Василенко В. А. Роль общественных наук в нравственном воспитании студентов. – М, “Высшая школа”, 1986 – 208 с.

2. Кравчук П. Ф. Формирование развитой творческой личности студента. – К. “Вища школа”, Головн. изд, 1984 – 155 с.

3. Крылова Н. Б. Формирование культуры будущего специалиста. – М, “Высшая школа”, 1990 – 142 с.

4. Якуба Е. А., Арбинина В. Л., Андрющенко А. И. Воспитательный процесс в высшей школе: его эффективность. Социологический аспект, – К. “Вища школа” Головн. изд., 1988 – 275 с.

Аннотация

В статье дан анализ влияния культурологической дисциплины на формирование гуманистической личности студента.

Анотація

В статті проаналізовано вплив культурологічної дисципліни на формування гуманістичної особистості студента.

Summary

The analysis of culturological discipline influence on formation of a humanistic person, a student is given in the article.

Самойленко Л. А., ст. преподаватель кафедры философии, истории и культурологии.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить