Шпоры по философии
  • Регистрация
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 0.00 (0 Голоса)

1.15. Проблема человека в философии просвещения.

Увер-ть и мощи чел. разума, в его безгран. возм-тях, в прогрессе наук, создающ. условия для эк. и соц. благоденствия,— вот пафос эп. Просвещения. Эти умонастроения форм. еще в XVII веке: Бэкон, Декарт, Гоббс были предтечами Просвещения. Во-первых, в XVIII веке знач. сильнее подчерк. связь науки с практикой, ее обществ. полезность. Во-вторых, критика, кот. в эпоху В. и в XVII веке ф-фы и уч. направляли гл. обр. против сх., теперь обращена против метафизики. Согласно убежд. просветителей, нужно уничтожить метафизику, пришед. в XVI—XVII в. на смену средневек. сх.. Вслед за Ньютоном в науке, а за Локком — в ф. началась резкая критика метафизич. системы, кот. просветители обвиняли в приверж-ти к умозрит. конструкциям, в недостат. внимании к опыту и эксперименту. На знамени просветителей написаны 2 гл. лозунга — наука и прогресс. При этом просветители апеллируют не просто к разуму — ведь к разуму обращалась и метафизика XVII в.,— а к разуму науч., кот. опирается на опыт и своб. не только от религ. предрассудков, но и от метафиз. сверхопытных «гипотез». Родиной Просв. стала Англия. В Ан. фил-я Просв. нашла свое выражение в творч. Дж. Локка, Дж. Толанда, А. Коллинза, А. Э. Шефтсбери; завершают англ. Просв. ф-фы Шотл. школы Т. Рид, затем А. Смит и Д. Юм. Во Фр. плеяда просветителей была предст. Ф. Вольтером, Ж. Ж.Руссо, Д. Дидро, Ж. Д'Аламбером, Э. Кондильяком, П. Гольбахом, Ж. Ламетри. В Герм.- Г. Лессинг, И. Гердер, молодой Кант. Первой фил. величиной среди плеяды анг. просветителей был Дж. Локк. Ф. Нов. вр. формируется под влиянием развития капит. отношений и расцвета наук, прежде всего механики, физики, мат-ки. Достижения точн. наук отразились во взгляде на чел. как на специф. машину, кот. заводится аналог. механизму. Вклад в ф. осмысление чел. был сделан И. Кантом –ч. сущ-во, принадл. двум мирам одновр. - миру природной необх-ти и миру нравств. свободы. Он разгр. антропологию в "физиологич."(исследует что делает из ч. природа) и "прагматическом"( ч., как свободно действ. сущ-во, делает или может и д. делать из себя сам).Перечисляя осн. вопросы ф., И. Кант закл. их вопросом: что есть ч.? По его мнению, именно этот вопрос объед. в себе все остальные осн. вопросы ф. В ф. чел-ка ХIХ в. можно выделить неск. особ-тей: углуб. изучения духовности ч. (Ф. Ницше); формир. целостного взгляда на обществ. жизнь (О. Конт, Г. Спенсер, К. Маркс); У многих ф-фов этого вр. появляется мысль, что метафизика и религия - это вторич. явления к-ры. Рационализм ф. Нов. вр. вызвал к жизни феномен Просвещения. Суть его закл. в установке изменить жизнь общ-ва, жизнь ч., опираясь на разум. Отсюда след. ставка на просв. масс, ибо знание обеспеч. идеи, а идеи превращ. в несокрушимую силу, если они овлад. массами. Утверждение разума шло через критику религии и теологии под лозунгами свободы, рав-ва, братства. Эп. Просв. в Анг. хар-ся широким распростр. естествознания и умер. критикой религии в усл. становления капит. способа произ-ва и торжества бурж. обществ. отношений. Шарль Луи Монтескье (1689-1755) Общество рассм. по аналогии с природой, при этом общ-во редуцир. д0 ур-ня индивида, обществ. бытие до индивид. бытия ч. Осн. критерий общ-ва — его соотв. природе ч. Первые опр. особенностями среды обитания. Критерием вторых явл. мера свободы ч. Свобода опр. как право делать все, что разрешено.Гельвеции (1715-1771) в трактате «Об уме» рассм. индивида в кач-ве единицы соц. а-за, полагая, что сознание и страсти ч., его потр-ти и интересы яв-ся единств. движущими силами развития общ-ва. ВольТер (Франсуа Мари Аруэ) (1694-1778). Рассм. чел-ка как сущ-во искл. социальное, В. отожд. душу и сознание ч., ставит ее в зависимость от тела, от его состояния. Поск. миром правит не Бог, а основополаг. идеи (Свобода, Рав-во, Братство), то Просв. имеет особое знач. Идеалом чел. общежития явл. общество, осн. на принципах разума. Жан Жак Руссо (1712-1778). В центре его внимания искл. проблема ч. и его отнош. к миру. Он выдел. 2 состояния чел. сущ-я: естеств. и обществ. Первое хар-ся равенством, свободой и справедливостью, а др. состояние находится в прямой завис. от формы гос. правления. Обществ. состояние — это сост. ограниченной свободы. Необх-ть ограничения обусл. Чел. общежитием. В «Об обществ. договоре» Ж.-Ж. Р. разраб. идеал обществ. устр-ва на основе догов. теории гос-ва и права. Свою догов. теорию ученый подкр. концепцией воспитания гр-н и огражд. их от дурного влияния внеш. среды. Просв. в Герм. имело свою специфику. Оно было проникнуто борьбой за объед. Германии. Нем. просв. представляют Г. Лессинг, И. Гердер, Ф. Шиллер. Заслуга их в том, что они ставили те проблемы, кот. явились отправной точкой для становления нем. кл. ф. Готхольд Лессинг (1729-1781). В своих произведениях «Воспитание чел. рода», «Натан Мудрый» Л. поднимает проблему нравств. прогресса. Он выдел. 3 возраста чел-ва, связав их со становлением общечел. ценностей Ветхого и Нов. Завета. Иоганн Гердер (1744-1803). В работе «Идеи о ф. истории чел-ва» Г. разв. мысль о том, что общ-во — это не простая сов-ть людей, а опр. состояние к-ры. И эта к-ра по отношению к отдельно взятому ч. играет роль фактора развития. Благодаря к-ре ч., преодолевая природное несов-во, обретает чел. содержание. Фридрих Шиллер (1759-1805) Противор. между душой и телом, материей и сознанием Ш. рассм. как основание трагичности ч. В «Письмах об эстетич. воспитании ч.» мыслитель ратует в пользу худож. деят-ти. Только в искусстве можно стать над прозой повседн. бытия и обрести свободу. В развитии чел. Ш. выделяет 3 ступени: физич. состояние, где ч. подчинен своей природе; эстетич. состояние, когда он освобожд. от природной завис-ти, и нравс. состояние, где он овлад. природой своего тела, подч. свои страсти, упорядоч. свои потр-ти. Имеет свои особ-ти. Русское Просв. Оно начало склад. как альтернатива идее гос. централизации, как оппозиция прогос. церкви. Но шир. масс оно не коснулось

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить