Шпоры по философии
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 0.00 (0 Голоса)

2..22. Основные концепции философской методологии науки.

Неопозитивизм – Поппер, Кун, Лакатос, Рассел. Осн. предмет – развитие знания в его целост-ти. Осн. материал, на кот. строится ан-з механизмов роста, изм. знания – ист. науки, а не только ее рез-ты. Представляли док-во, что «чист. фактов», не затронутых к.-либо положениями просто не сущ., ибо науч. факты всегда «теорет. нагружены». Они пок-ют, что откр. нового знания, его обосн.– ед. процесс: рожд. и разв. новой науч. теории яв-ся в тоже вр. и ее обосн-м. В пол.19 в. наука по степени форм-я общ. вопросов станов. в один ряд с ф., благ. большому кол-ву науч. открытий. Возник вопр.: «Зачем необх. ф., если наука сама заним. обобщ-ем?» Ф. не точна, не объективна. Хотели пост. ф. на тверд. основу, на одну ступень с н-кой, чтобы заним. обобщ-м открытий и знаний н-ки. Позже разв. логика, осн. идея – ф. должна заним. логическим ан-зом. Все, что не подв. логич. ан-зу, из ф. изымается. Была сужена область фил. иссл-я, она стала конкр. Структурализм – иссл-е фил. и гуманит. знания. Обращ. внимание на стр-ру указ. видов знания, подход. к объекту, как к стр-ре, сис-ме, эл-ту. Стр-ра – з. связей, сис-ма – сов-ть эл-в, эл-т – это то, на что объект хор. раскладыв. Полагаем, что при изуч. явлений стр-ра объектив., важн. и «первичнее» истории. Объяв. объективизм единств. способом познания. Удобен для прим. в мат-ке, распр. в психологии. Критич. рационализм – предст. наиб. ярко постпозитивистк. стадию в разр-ке проблем методологии науч. познания. К. Поппер, Т. Кун, И. Лакатос, П. Фейерабенд. С т. зр. к. р. предметом иссл-я явл. не высказыв-я, а н-ка, как целост., динамич., развив. сис-ма. Науч. знание явл. целостным по своей природе. Его нельзя разбить на отд. высказ-я или на независ. др. от др. ур-ни: ур-нь наблюдения (эмпирич.) и Ур-нь теории (теоретич.). Любое эмпирич. высказывание обусл. к.-либо теорией. Карл Поппер – основопол. К. р., исход. из предпосылки, что законы науки не выражаются аналит. суждениями и в то же вр. не сводимы к набл-ям. А это озн., что эти з. не верифицируемы. Н-ке, по его мнению, нужен др. принцип – фальсификации, т. е. не подтвержд. на ист-ть, а опроверж. неист-ти. Фальсификация по П. это принцип. опровер-ть люб. учреждения, относ. к н-ке. Принцип исп. как разгранич. линия в отделении науч. знания от ненауч. (т. е. истин. можно считать то высказ-е, кот. не опровер. опытом). Принцип фальсификации – опр. установка н-ки на критич. ан-з сод-я науч. знания и пост. критич. пересмотр всех его достиж-й. Т. Кун : не след. предст-ть н-ку как собрание истин. или лож. идей, выск-й, теорий, развив. по своим собст. законам – з. познания. В н-ке действует ч. – ученый, как субъект науч. деят-ти, при этом науч. познание осущ. не учен.-одиночками, а сообществом уч-профессионалов, действ. по непис. правилам, кот. регул-ют их взаимоот. др. с др. и общ-м в целом. Для П. н-ка – перманент. рев-я, пост. критич. пересмотр знаний, для К. – разв. н-ки – это смена парадигм (призн. всеми науч. достиж-й, кот. в течение опр. вр. дают науч. сооб-ву модель пост-ки пробл. и их реш-я) период. скачкообразные изм-я в стиле мыш-я, методол. и методике науч. иссл-я. Ист. развития н-ки, по Лакотосу – это ист. борьбы и смены конкур. исследов-х программ, кот. соревн. на основе их эвристич. силы в объяснении эмпирич. фактов, предвид-и путей разв. н-ки и прин. контрмер против ослабл. этой силы. Наиб. радикал. позиции в К. р. заним. ам. ф-ф П. Фейербенд. Опир. на разр. П. и Л. полож. о том, что при столкн. науч. теорий с некот. фактом для их опров-я необх. еще одна теор. (придающ. факту значение опроверг. свидет-ва). Ф. выдвинул методолог. принцип пролеферации (размнож-я) теорий. Согл. этому принципу, ученые д. стрем. создавать теории, не совм. с уже сущ. и признан. Созд. таких теор. (альтерн-х) способ. их взаимной критике и ускор. развитие н-ки. Развитие н-ки по Ф. иррац-но: нов. теории побежд. и получ. признание не вслед-е рационально обосн. выбора или лучше соотв. факторам, а благ. пропаганд. деят-ти их сторонников. Поэт. н-ка (он счит.) ничем не отл. от мифа, рел-и и предст. собой одну из форм идеологии.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить