Шпоры по философии
  • Регистрация
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 0.00 (0 Голоса)

2.9. Основные концепции о происхождении сознания. Самосознание и его формы.

Сознание касс. каждой конкретной личности. Принцип. отличие ч. от живот. царства – Сознание – осн. преимущ-во ч., позвол. выйти ему из плена природы. Ильенков: «С., с одной стор. – великий дар, а с др. – болевая точка (страдание, горе, огорчение, отриц. эмоции)» Сознание (Спиркин) – высш. ур-нь психической акт-ти ч. как соц. сущ-ва. Своеобразие с. сост. в том, что оно созд. идеальные образцы и проекции реал-ти – основу чел. деят-ти. Выдел. 2 направ-я: 1) религиозно-идеалистич. позиция – с. – особый и вр. дар ч., кот. принесен ему либо богом, либо сверхестеств. идеальными силами. Осн. эл-т – душа, кот. имеет св-ва вхождения и выхода из чел. тела, облад. вечным сущ-ем, переселяется из одного тела в др. Именно в душе накапливается с. 2) позиция, кот. получила развитие в материализме. С. ч-ка возник. в рез-те длит. эволюции высш. жив-х (шимпанзе, гориллы), кот. в рез-те экстремал. изм-й (климатич., геологич.) сделали решающ. шаг от жив-х к ч. Осн. факторы появления ч: А) совмест. проживание; Б) труд. деят-ть; В) языков. связи. Павлов: две сигнал. сис-мы свойственны ч.: 1) умозаключение, суждения, понятие; 2) представление, восприятие, ощущение. Втор. сигнальная сис-ма свойств. жив-м, кот. мыслят предметно. Высш. форма с. – способ-ть самосознания, кот. выражается в 3ур-х: 1) ч. осознает свою роль в той среде, в кот. он живет, действует. 2) понимание ценностей, кот. необх. общ-ву, где живет ч. 3) осознание общечел. цен-тей. С. позволяет ч. ощущать окр. мир, свое место в нем, выдел. проекции своего развития, предвидеть полож. и отриц. эл-ты жизнедеят-ти. С. - одно из фундамент. понятий ф., психологии, социологии, кот. хар-ет важн. системный компонент чел. психики. Функц-е С. обеспеч. ч. возм-ть обобщать знания о связях, отношениях, закономерностях объектив. мира, ставить цели и разраб. планы, предваряющие его деят-ть в природ. и соц. среде, регул. и контр. эмоциональные, рациональные и предметно-практич. отношения с действит-тью, опр. ценностные ориентиры своего бытия и творчески преобраз. условия своего сущ-я. С. – внутр. мир чувств, мыслей, идей и др. духовных феноменов, кот. не воспр. органами чувств и принципиально не могут стать объектами предметно-практич. деят-ти ни самого сознающ. субъекта, ни др. людей. В ф. Нов. вр. формируется С. как замкнутое в себе внутр. мир. С. предстает как самосознание, саморефлексия. Для Декарта С. - субстанция особого рода. Лейбниц признает психически деятел. субстанциями монады – недел. первоэл-ты бытия. Он вводит в ф. понятие Апперцепции- акт перехода бессознат. психических состояний и восприятий в отчетливо осознав. представления, в понимание, что они находятся в С. индивида.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить