Шпоры по философии
  • Регистрация
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 0.00 (0 Голоса)

2.11. Общественное и индивидуальное сознание. Формы общественного сознания и их специфика.

Сознание - это высш., свойств. лишь ч. форма отражения объектив. действ-ти, способ его отнош. к миру и к самому себе, кот. предст. собой ед-во психич. процессов, активно участв. в осмыслении ч. объектив. мира и своего собств. бытия и опред. не непоср-но его телесной организацией (как у жив-х), а приобрет. только через общение с др. людьми навыками предметных действий. С. сост. из чувственных образов предметов, являющ. ощущением или представлением и поэт. обладающих значением и смыслом, знания как совокупности ощущений, запечатлен. в памяти, и обобщений, созд. в рез-те высшей психич. деят-ти, мышления и языка. Т. о., с. яв. особой формой взаимодействия ч. с дейст-тью и упр-я ею. В теч. многих веков не смолкают горячие споры вокруг сущности с. и возм-тей его познания. Богословы рассм. с. как крохотную искру величеств. пламени божеств. разума. Идеалисты отстаивают мысль о первич-ти с. по отнош. к материи. Вырывая с. из объективных связей реал. мира и рассм. его как самост. и созидающ. сущность бытия, объект. идеалисты трактуют с. как нечто изначальное: оно не только не объяснимо ничем, что сущ. вне его, но само из себя призвано объяснить все соверш. в природе, истории и повед. каждого отдел. ч. Единственно достовер. реальн-тью признают с. сторонники объектив. идеализма. материализм ищет общность, ед-во между явлениями с. и объект. миром, выводя духов. из материального. Материалист. ф. психология исходят в решении этой проблемы из 2 кардинал. принципов: из признания с. функцией мозга и отражением внеш. мира. Обществ. с. возникло одновр. и в ед-ве с возникновением обществ. бытия. Природе в целом безразлично сущ.-е чел. разума, а общ-во не могло бы без него не только возникнуть и развив., но и просущ. ни 1 дня и часа. В силу того, что общ-во есть объективно-субъект. реал-ть, общест. бытие и общест. с. как бы “нагружены” др. др.: без энергии с. общественное бытие статично и даже мертво. С. реализуется в 2 ипостасях: отражательной и активно-творч. способностях. Сущность с. в том и сост., что оно может отражать общест. бытие только при условии одновр. активно-творч. преобр-я его. Функция опереж. отражения с. наиб. четко реализуется в отношении общест. бытия, кот. существ. образом связано с устремл-тью в будущее. Сов-ть обобщ. представлений, идей, теорий, чувств, нравов, традиций и т. п., т. е. того, что сост. содержание обществ. С. и образует духов. реал-ть, выст. составной частью общест. бытия, т. к. оно дано с. отдельного индивида. Итак, с. как отражение и как активно-творч. деят-ть представ. собой ед-во 2 неразд. сторон 1 и того же процесса: в своем влиянии на бытие оно может как оценивать его, вскрывая его потаен. смысл, прогноз-ть, так и через практич. деят-ть людей преобр-ть его. Один из гл. тезисов марксизма - бытие опр. с. И это в среднем правильно. С. отдельного ч. и общест. с. должны исходить из окр. реал-ти - из бытия, иначе действия ч. или общ-ва в целом будут аномальны, неадекв. реал-ти. Однако с созд. информац. общ-ва ситуация меняется. Ч. непрерывно находится в информ. поле. В кажд. доме есть телевизор, дост. радио и печать, и мозг ч. подвергается непрер. возд-ю СМИ, это может не иметь ник. отношения к реал-ти. В информ.-психолог. войне, войне нового типа, исп. канал непосред. возд-я на общест. С., на души людей. Задача сост. в том, чтобы заставить массы дейст-ть в нужном направлении даже против своих интересов, а в стане противника расколоть людей, застав. их встать др. против др. Стр-ра обществ. с. Общ-во - это сов-ть многих милл. людей. Вся эта масса подразд. на различ. классы, объединения, группы, занимающие опр. место в соц. стратификации. И хотя кажд. из таких подразд-й, как и отдел. людям, свойств. своя сис-ма взглядов, иногда достат. противоречивая, сущ. Феномен общест. С., соед. людей в ед. целое. Естеств., что жизнь ч., не раздел. общественные верования, сущ-но отлич. от жизни ч., их принимающего. Общест. с. (как и индивидуал.) в принципе д. адекватно отражать реал. обстановку, приспосаб. к ее изм. Положение, что бытие опр. с., верно только отчасти. С., как таковое, отделено от реал-ти и предст. самост. объект, изм. по своим законам. В частности, общ. с. на каком-то этапе может носить иррационал. хар-р, подобно тому, как ч. может жить в иллюзорном мире. В общест. С. можно выделить 3 структ. ур-я: верхний, основной и глубинный. К Верхнему ур-ню Можно отнести общест. мнение, кот. носит изменч. хар-р, относит. неустойчиво и имеет срав-но малое вр. жизни. Основной Ур-нь явл. аналогом картины мира у отдел. ч. О нем гов. как о парадигме. Этот термин хар-ет установивш. сис-му понятий, взглядов, мировоз-я общ-ва в целом. Парадигма облад. большой устойч-тью. Эволюцию общест. С. можно предст. как последоват. процесс скачкообр. переходов от одной парадигмы к др. Процесс отхода от существ. парадигмы может длит. вр. протекать незаметно, скрыто (подобно изм-ю общест. С. в СССР в нач. 80х г). Глубинный ур-нь (или подоснову общест. С.) можно грубо сравнить со слоями индивид. С., формир. в ран. детстве и накладыв. свой отпечаток на всю жизнь. Тогда появл. символы и образы, лежащ. в основе конкр. мышления ч. Данный Ур-нь находит свое выражение в морали, идеалах, целях, цен-тях, понятиях добра и зла, а также в духов. традициях народов. Он очень устойчив и при изм. парадигмы меняется незнач-но. Стр-ра общест. С. очень сложна: прежде всего, в нём выдел. ур-ни - обыденно-практич. и научно-теоретич.. След. аспект рассмотрения общест. С. - по его носителю или субъекту. Т. о. выдел. виды общест. С. - индивидуальное, групповое и массовое с. Общест. с. – сов-ть разнообразных духов. явлений, отраж. все сферы жизни общ-ва и богатство индивид. жизни ч., поэт. выделяются его различ. формы – нравств., эстетич., религиозное, правовое, политич., философское, науч., экологич., экономич. и т. д. Конечно, подобное структур-ние условно, т. к. виды, формы, Ур-ни общест. С. наход. в пост. взаимод. и взаимовлиянии. В дейст-ти общест. и индивид. С. соотнос. не как общее и частное, а как однокорневое целое, адаптиров. Ч-ом через призму его избирател. способ-ти, специфику его личн. бытия. В функционир. С. общест. и индивид. неотрывны др. от др. и только гносеологически можно рассм. общест. или индивид. С. в кач-ве самост. объектов фил. а-за. Политич. с. по-разн. проявляет себя на обыден. Ур-не и Ур-не теоретическом. На обыден. ур-не политич. с. возник. стихийно, как естеств. отражение усл-й быта и труда людей. В нем своеобр. и неповтор. сочетаются эмпирическое и рационал., рассудочные формы и эмоции, сегод. представления и сложивш. традиции. Отражая непосред. нужды и заботы ч., полит. с. на обыден. ур-не выступает повседн. ср-м ориентации ч. в его жизнед-ти. Мораль как форма общест. С. несет на себе печаль своего вр., и той формы, кот. доминирует в стр-ре общест. с. Искусство как форма общест. С. возн. в ответ на общест. потр-ть. Иск-во как форма общест. с. яв-ся особым способом социально направл. формир-я индивид. с. Оно позвол. Ч. проявить свои спос-ти, реализ. свои возм-ти, развив. эмоц-но и интел-но, приобщаясь к общечел. опыту, к идеалам. Кажд. форма с. яв-ся ответом на общест. потр-ть. Не сост. искл-я и Религия. При оценке той или др. формы с. необх. исходить из принципа конкр-ти истины. Поэт. следует уяснить, при каких усл. религия играет негатив. или полож. роль, выявить ее соц., гносеологич. и психологич. основания. Соц. корни религии коренятся в страхе ч. перед природой, в бессилии его перед угнетением и отчуждением в общ-ве, в переключ. С. людей с установки изм. реальную зем. жизнь на иллюзии справед-ти в том, др. мире. Гносеол. основания религии закл. в спос-ти с. отрываться от дейст-ти. Познание мира обеспеч. в процессе форм-я образа мира, объектив. по содерж-ю и субъектив. по восприятию

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить