Шпоры по философии
  • Регистрация
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 0.00 (0 Голоса)

1.18. Немецкая классическая философия.

Н. к.ф. - этап развития ф. мысли (XVIII - XIX в.), пред. уч Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля и Фейербаха. Центр. место в н. к.ф. занимало иссл. акт-ти ч., т. е. практики, сост. основу познания и преобр. дейст-ти. Гл. достижения Н. к.ф. лежат в обл. теории познания. Попытки преодол. созерц-ти привели к представлению об общест. обусловленном и активно-творч. хар-ре познават. деят-ти. Одним из перв. эти вопросы поставил Кант. Признавая сущ. объективного мира («вещь в себе»), К., однако, считал, что ч. доступен лишь мир явлений. Т. о., в ф. К. соч. идеи материализма и идеализма, агностицизма. Эти противореч. попытался преодолеть Фихте. Он признал «лишним» понятие «вещь в себе» и постр. сис-му субъект. идеализма. В центре – деят-ть мистического Я, создающ. весь мир, в т. ч. и конкр. индивидуальные Я. Дальнейш. шаг вперед сост. в переходе к объектив. идеализму. Перв. стал на этот путь Шеллинг, созд. ф. тождества, т. е. исходив. из признания абсолют. тождества субъекта и объекта, идеал. и реального. У Ш. эта идея вырод. в мистику и иррационализм. Гегель же положил в основу всего сущего абсолют. идею, кот. в процессе своего развития познает самое себя. Пройдя цикл развития в сфере «чистого» мышления, абсолют. идея превращ. затем в природу и в заключ. познает свое содерж. в истории духа, т. е. в чел. истории. В явно идеалистич. форме здесь выражена мысль о тожд-ве зак. природы, общ-ва и мышления. Исходя из этого, Г. удалось представить деят-ть ч. в ее завис-ти от развития всей истории чел-ва. Иммануил Кант основатель «критич.» или «трансцендентального» идеализма. Осн. постулаты критич. разума: 1. Ч. несвободен (как природ. сущ-во он закл. в рамки причинно-следств. связей), его можно рассм. как вещь в себе. 2. Нравств. сущ-во - в этом случае ч. свободен. У кажд. есть представления о счастье. Всеобщего счастья добиться невозм. - все люди разные. Пропасть между счастьем и долгом. 3 постулата практ. разума: 1. признается сущ. свободы в поступках, 2. бессмертие души 3. в мире сущ. некое абсолют. сущ-во - бог (необх. момент, гарант нравств. мира и порядка). Мораль - причина религии и бога. Выск. гипотезу о сущ. галактик вне нашей галактики. Все тела сост. из атомов, кот. обладают присущим им силами притяжения и отталкивания. Идея пост. возник-я и уничтож-я материи. Вещи непознаваемы. Мы позн. лишь явления или тот способ, кот. эти вещи в себе действ. на нас. Это учение - Агностицизм. К. назыв. его “критикой разума”. Это учение огранич. разум, поск. оно отказ. ему в познании сущности вещей. Теор. познания. Мы позн. мир не т., к. он есть на самом деле, а только т., к. он нам яв-ся. Нашему знанию дост. только явления вещей (феномены), составл. содер-е нашего опыта: мир познается нами только в своих явленных формах. В рез-те воздействия «вещей в себе» на органы чувств возн. хаос ощущений. Мы приводим этот хаос в единство и порядок силами нашего разума. То, что мы счит. законами природы, на самом деле есть связь, вносим. разумом в мир явлений, т. е. наш разум предпис. законы природе. Но миру явл-й соотв-ет незав. от ч. сознания сущность вещей - - «вещи в себе»: абсолют. познание их невозможно. Они для нас только Ноумены, т. е. умопостигаемая, но не данная в опыте сущность “Критика чист. разума”. Выяв. возм-тей познават. способностей. Раздел. мира на два ур-ня: мир вещей в себе (незав. от нас) и мир явлений (вещи возд. на нас). Вещи в себе непознав., могут только мыслится умом. Познание начин. с того, что "вещи в себе" возд. на наши органы чувств и вызыв ощущения. Это Материализм. Достоверное знание сущ - это мат-ка и естествознание. Истины этих наук всеобщие и необх. Но это не есть знание о "вещах в себе", а только о св-вах вещ. к кот. приложимы формы наш. сознания: ощущ, понятия. Для теор. познания мир вещей в себе закрыт. Однако сущ. мир феноменов, явлений – мир чувств. предметов, мыслимых рассудком. Учение о знании. Делит знание на опытное (апостериорное) и доопытное (априорное). В наш. знании всегда присут. априорные и апостериорные элементы. Априорное (от лат. Priori – из предшеств.) знание предш-ет опыту и незав. от него. Априорное знание нельзя отожд. с врожден. идеями, поск. оно не сущ. само по себе, а лишь «оформляет» чувст-ть. Само понятие «врожд-ти» уже предп. источник возник. априорных знаний, что выводит нас за рамки феноменов, невольно обращ. к «вещам в себе». Апостериорное (из последующего) знание – знание, получ. из опыта, вывод. индуктивно, на основе обобщений опыта. В нем возм. заблуждения и ошибки. Этика. Чел. – сущ-во, принадл. 2 мирам – физ. (царят з. природы, необх-ти, кот. познаваемы) и реальному (господствует свобода). Как сущ-во свободное чел. способен к нравст-ти. Вне свободы нравст-ть невозм. Как жить? Согласно ДОЛГУ: 1) рассм. др. чел-ка не как ср-во, а как цель; 2) “поступай так, чтобы максимум твоей воли м. б. быть принципом всеобщ. законод-ва”. ЗОЛОТОЕ правило: Не делай др. того, что не желаешь себе. Жить надо не для счастья, а ради долга. Воплощением Морал. долга явл. 3 аксиомы: а) поступай так, чтобы правило твоего поведения могло стать правилом для всех; б) в своих поступках исходи из того, что всякий др. ч. яв-ся высш. ценностью и его нельзя рассм. как ср-во; в) все поступки д. б. ориентир. на благо. Закон этот треб., чтобы кажд. поступал так, чтобы правило его личного поведения могло стать правилом для всех. Поступок м. б. морал. только если он совершен из уважения к нравств. закону. Этическ. учение - гуманистично, гов. о цен-ти личности и нельзя принос. ее в жертву даже ради блага общ-ва. В своем уч. о праве К. разв. идеи, выдв. франц. просветителями. Это - признание необх-ти уничтож. всех форм личной зав-ти, утверж. личной свободы и рав-ва всех людей перед законом, ликв. всех юр. привилегий. Юр. законы он выводил из нравств., а те и др. носили у него априорный хар-р, подч. чистому практ. разуму. К. опр. гос-во в шир. смысле как объед. множ-ва людей, подчин. правовым законам. Фихте (1762—1814) пытался устр. Кантовскую идею предметов самих по себе и диалектич. вывести все содер-е знания, т. е. теор. и практику, из деят-ти нашего Я. Ф. указал на противоречие понятия «предмета самого по себе», т. е. «вещи в себе», - непознав., не влияющ. на мир явлений и в то же время заключ. в себе причину явлений. Устр. это противоречие он стремился преобр-ть критич. метод Канта в субъект. идеализм. Для Ф. подлин. реальность – еди-во субъекта и объекта; мир - это «субъект-объект, причем ведущ. роль за субъектом». Ф. констр-ет «субъектив. субъект-объект» опираясь на каждодн. жизненный опыт ч., Ф. предл. отличить и противоп-ть реал. событие воображаемому, сущ. лишь в сознании. Согласно Ф., внимание сознания может занять и факт, уже исчезн. из непосредств. созерцания, бывший в прош. и тем самым запечатленный. Поск. и при наблюд. реального события, и при воспом. прошлых дейс-й у ч. одинаково проходит, исч. часть жизни, часть вр., то Ф. полагает возмож. оба явления — воображ. и реально сущ-щее — объявить одинак. реальными. Воспр. предмет или задум. о прошедшем, ч. забывает себя. Самозабвение — это одна из особ-тей ч., переживающ. связь с дейст-тью. Отсюда опред. дейст-ти: то, что отрывает тебя от самого себя, и есть действит. происходящее и наполняющ. данный момент твоей жизни. Ч. не есть заданное сущ-во. Он д. еще состояться. Ч. делает себя сам, проявляя свою свободу. Природа ч. общественная. Ч. становится ч. только среди людей. Право — необх. условие сущ. свободных людей в общ-ве. Если хочешь быть свобод., ты обяз. ограничить свою свободу призн. и принят. свободы др. Так оформ. первичное правосознание и правов. отношение. Шеллинг (1775—1854) Природа, по Ш., есть становление духов. начала. Он считал, что если в ч. духовное начало осозн. себя, то в природе оно бессозн-но. Движение от бессозн. духов-ти природно-сущего к сознанию проходит ряд прогрессир. ступеней. Природа, в понимании Ш., предст. как силовое динамич. единство противоп-тей, при этом на всех этапах развития наблюд. против-ть объекта и субъекта. Природа есть космич. организм, облад. «мировой душой». По Ш., формы разум. познания — не умозаключения и док-ва, а непосред. постижение в интеллект. созерцании-Интуиции. Но субъектом такого постижения сущего м. б. не просто рассудок, а лишь ф. и худож. гений. Если в ч. духовное начало осознает себя, то в природе оно бессозн-но. Движение от бессозн. дух-ти природно-сущего к сознанию прох. ряд прогресс. ступеней. Природа, как силовое динамич. ед-во противоп-тей, при этом на всех эт. развития набл. противоп-ть объекта и субъекта. Прообраз этого – магнит как проявление универс. мирового закона. В осн. всякого раздвоения сущего лежит изнач. единая сила, кот. живая. Природа есть космич. организм, облад. «мировой душой». Лестница бытия со всеми ее ступенями дана от века. Все ступени одновр. Материя не сущ. без духа, как дух без нее, - даже в Боге. Ш. утв. тожд-во духа и природы. Здесь исход. было понятие абсолют. разума, в кот. субъект. и объективное неразличимы. Абсолют. полагает своей деят-тью субъект и объект. Но то, что в Абсолюте тожд-но, вечно и соверш., в мире раздельно, необозримо, множественно, разв. во времени, представ. как процесс. Природа кажд. вещи опр. перевесом в ней субъекта или объекта, иначе гов., — степенью Абсолюта. По Ш., идея абсолют. тождества тесно связ. с мыслью о самосознании единого — Бога. Он и есть разум. Гегеля (1770— 1831) Бог был лишь фил. ум, кот. только в соверш. Ф. достигает и своего собств. абсолютного сов-ва. На природу же в ее неисчисл. эмпирических явлениях Г. смотрел как на «чешую, кот. сбрасывает в своем движ. змея абсолют. диалектики» Г., усматр. в жизни природы и ч. имманентную силу абсол. идеи, движ. мировой процесс и раскр. себя в нем, утв., что категории несут объектив. формы дейст-ти, в основе кот. лежит «миров. разум», «абсолют. идея» или «миров. дух». Это — деятел. начало, давшее импульс к возник. и развитию мира. Деят-ть абсол. идеи закл. в мышлении, цель - в самопознании. В процессе самопознания разум мира проходит 3 этапа: пребывание самопознающей абсол. идеи в ее собств. лоне, в стихии чистого мышления (логика, в кот. идея раскр. свое содер-е в сис-ме законов и категорий диал-ки); развитие идеи в форме «инобытия» в виде явл. природы (разв. не сама природа, а лишь категории); развитие идеи в мышлении и в истории чел-ва (история духа). На этом посл. этапе абсолют. идея возвр. к самой себе и постигает себя в форме чел. сознания и самосознания. Эта позиция Г. отраж. его Панлогизм (от греч. pan — все и logos —мысль, слово), восходящ. к Б. Спинозе и тесно связ. с признанием бытия Бога. Ф. взгляды Г. прониз. идеей развития. Он считал, что невозм. понять явление, не уяснив всего пути, кот. оно совершило в своем развитии, что развитие происх. не по замкнут. кругу, а поступательно от низших форм к высшим, что в этом процессе совершается переход колич. изменений в кач., что источником развития яв-ся противоречия: противоречие движет миром, оно есть «корень всякого движ. и жизненности», сост. принцип всякого самодвижения. Однако гегелевская ф. проникнута глуб. внутр. противоречием. Что же это за противоречие? Метод, разраб. Г., напр. на бесконечность познания. Поск. же объективной основой его явл. абсолютный дух, а целью — самопознание этого абсол. духа, пост. познание конечно, ограниченно, т. е. сис-ма познания, пройдя цикл познават. ступеней, завершается послед. ступенью — самопознанием, реализацией кот. яв-ся сама ф. Г. По Г., его фил. сис-ма — высш. откровение чел. и божеств. духа, последнее и оконч. слово всемирной истории ф. Разум у Г. - надиндивидуал., всемирно-историч. начало, кот. осущ. в истории как развитие миров. духа, или абсолютной идеи. Согласно Г., разум в истории осущ. т. о., что кажд. народ получ. право внести свою лепту в процесс восходящ. самопознания мирового духа. Но процесс этот не хаотический. Г. устанавл. четкий критерий периодизации всемир. истории, кот. яв-ся прогресс в Сознании свободы. Ему соотв. 4 этапа в этом восхождении: восточный мир; греческий мир; римский мир; германский мир. Полная свобода, по Г., нашла воплощение лишь у герм. народов, кот. в своем историч. развитии, унаследовав плоды Реформации и Фр. рев-ции, достигли всеобщей гражд. и полит. свободы. В конеч. итоге Г. стремился обосновать мысль, что именно герм. народ, кот. якобы уже установил разумное гос. устр-во, и есть настоящ. носитель всемирно-истор. прогресса. Гос-во, по его представлению, есть божеств. идея в ее земной оболочки, цель всемир. истории, где свобода получ. свою объект-ть; разумная необх-ть, миров. дух находят в нем свое осущ.

Осн. законы диалектики. 1.З. перехода количества в качество. Вещь есть то, чем она явл. благодаря кач-ву. Кол-во есть внешняя для бытия опред-ть, дом есть дом, большой он или маленький. Прерывное скачкообразное развитие.2. З. Взаимопроникновения противоположностей - идея саморазвития в единстве и борьбе против-тей. 3. З. отрицания отрицания - развитие не только абс идеи, но и каждой отдельной вещи. Природа диалект. отрицания - не тотальное отрицание, а сохр. положительного. Тут теория познания, разработка абсолют. и относит. истины. каждая ступень дает картину абсолютного, но неполную, незаконченную. Людвиг Фейербах Будучи материалистом, он отстаивал принцип восхождения от материал. к идеал., т. е. он рассм. идеальное как нечто производное от опред. ур-я орг-ции материального. Хар-рной чертой его матер-зма был Антропологизм, закл. в понимании ч. как высш. продукта природы, рассм. ч. в неразрывном единстве с ней. Природа — основа духа. Она же д. стать основой новой ф., призв. раскрыть земную сущность ч., кот. природа наделила чувствами и разумом и психика кот. зависит от его телесной орг-ции, обладая вместе с тем качеств. спецификой, не сводимой к физиологич. процессам. Однако «природная» сторона в ч. Ф.-м гипертрофировалась, а соц. — недооценивалась. Исход. пунктом воззрений Ф. яв-ся идея, выраж. в концептуал. афоризме: «Не Бог создал ч., а ч. создал Бога». Тайну хр. Ф. усматривал в объектизировании ч. своих сил, придав им потустор., отчужд. от самого ч. смысл. По Ф., религия — не просто продукт чел. невеж-ва, как полагали некот. авторы. Она облад. множ-м достоинств: в религии нельзя не видеть предписания к благогов. отношению ч. к ч., в перв. очередь к возвыш. чувству взаим. любви.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить