Шпоры по философии
  • Регистрация
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 0.00 (0 Голоса)

1.20. Марксистка философия: предпосылки возникновения, основные этапы, характерные особенности.

М. возник в 40-х г. XIX в. как теор. отражение кризиса капитализма и обоснование историч. миссии пролетариата. Источниками м. явились нем. кл. ф., англ. полит. экономия и фр. утопический социализм. Основоположники ф. пролетариата — К. Маркс (1818-1883) и Ф. Энгельс (1820-1895). В сложивш. творческом тандеме публицист Энгельс очерчивал проблем. ситуацию, а фундаменталист М. подводил под нее теор. базу. Один шел от а-за жизни, др. — от высот абстрактного мышления. Анализ противоречия между обществ. хар-ром труда и частнособственнич. присвоением его рез-тов, исс-е отчужденного труда опред. материалистич. понимание истории и приблизили М. и Э. к раскрытию тайн капитализма. Осуществив ан-з классич. капитализма, марксизм обосн. необх-ть его замены более прогрессивным строем проследив эволюцию частной собст-ти, м. делает вывод о том, что част. собст-ть, порождая пролетариат, сама создает предпосылки собств. упразднения. Что касается пролетариата, то, выполнив свое историч. назначение, он упраздняет себя. Будучи современником острейшей классов. борьбы, становления рабоч. движения, победного шествия буржуазных революций, м. в рев-и видит единств. и эффектив. ср-во ликвидации порабощения ч. Человек — высш. существо! Посему необх. ниспровергнуть все отношения, в кот. ч. яв-ся униженным, порабощ. и презрен. существом. После выхода в свет «Манифеста Коммунистической партии» прошло 150 лет. Изменился капитализм, изм. облик мира. Но глобал. проблемы современности свидет-ют, что постклассич. капитализму еще далеко до гармонии, сис-ме «природа — общество — человек», ибо сохр. фетишизация товара, денег и капитала, воспроизводится отчуждение ч. и его редукция до «частичного ч.», хотя он и решил для себя проблему витальных потр-тей. М. и Э. взяли у Гегеля диалектич. метод, у Фейербаха материализм, и получ. диалектический материализм. Особ-ми кот. яв-ся: 1) Созд. единого ф. учения диалектико-материалистич. метода. 2) Создано материалист. понимание истории. Раньше история и общ-во толковались идеалистически. Из всех обществ. отношений выделили гл. – производств. отношения. Сущ. только материя и ее проявления. Осн. Принципами явл. следующие: пр. единства и целостности бытия как развивающейся универс. сис-мы, вкл. все формы дейст-ти от объективной (материя) до субъективной (мышление),пр. материальности мира, утверждение, что материя первична по отнош. к сознанию, отраж. в нем и опред. его содержание; пр. познаваемости мира, мера его познаваемости, опред. степень соответ. наших знаний объектив. реальности, яв-ся практика; пр. развития. Весь мир находится в непрерыв., постоянном диалект. развитии, источник кот. возник. и разрешение противоречий; пр. преобраз-я мира в целях достиж. свободы личности на основе преобраз. жизни общ-ва и достиж. рав-ва и братства. Практика порожд. теорию, теор. служит практике Практика есть единство субъект. и объект., сознания и бытия, опредмечивания и рапредмечивания. Для М. Объект-это предмет приложения чел. сил, то есть субъекта (чел, общ, гос).. Осн. виды практики: обработка природы людьми (материально-производ. деят-ть) и обработка людей людьми (соц.-преобразующая деят-ть). Вся обществ. жизнь яв-ся практической. Исход. пункт: основа любого чел. общ-ва-добывание ср-в к жизни. Отсюда базисом яв-ся те отношения, в кот. люди вступают при произ-ве своей жизни, кот. облекается надстройкой - политико юрид., общественной и др. Надстройка-сов-ть духовных образований (теории, учения, религия, искусство), отнош. между людьми - идеология и учреждений и орг-ций - суды, партии, церковь и т. д. Надстройка внач. служит укреплению базиса, но в ходе развития и возник. противоречий возникает нов. надстроечные формы, активно возд. на базис. Нов. базис вызревает в рамках старого, и кол. перех. в кач, революц. переход о одной оществ.-экон. формации к др. Осн. движущей силой истории выступают народ. массы, хотя роль личности не отрицается. Сознание яв-ся не абсолютно самост. силой, но имеет свое обоснование в материал. жизненном процессе. Люди сами творят историю, но не по произволу, т. к. находятся в некот. Эк. условиях, что обусл. мотивы их действий. Эксперимент как форма практ. взаим-вия (искусственно вещи ставятся во взаимоотн. и на основе этого выдел. их св-ва). Истина – соотв. мысли, наших знаний о мире самому миру. Абсолют. истина недостижима, т. к. мир бесконечен и неисчерпаем. Абсолют. истина предстает как бесконечная сумма относит. истин, кот. чел-во накапливает на протяж. всей истории своего сущ-ния. Практика – критерий истины! Осн. принципы: пр. материальности мира (материя первична по отнош. к сознанию, отраж. в нем и опр. его содержание), отраж-ти мира (мир познаваем, критерий познания – практика), развития, обобщения историч. опыта чел-ва (отрицание одних и формир. новых процессов). Революц. преобразования (цель развития сост. в достижении свободы, всесторонне

Развитой личности) Плеханов (1856-1918) в своих трудах разв. гносеологические и социолог. аспекты материал. понимания истории в познании обществ. жизни. Ленин (1870-1924) считал, что марксизм сост. из 3 частей: Ф, политэк-мии, соцполиттеории. Особую актуал-ть ф. вопросы приобретают в годы застоя. В работе <Материализм и империализм> (Л) рассм. вопросы теории познания, связ. их с развитием естествознания. Но даже в этих отдел. вопросах он требует столкновение классов, партийных класс. интересов. Он оценивает любую идеалист. и религиоз. мысль как полит. реакцию. С этого начиналась идеологизация и политизация Ф. После смерти (Л) произошла канонизация марксизма и догматизация его принципов. Развитие Ф стало уделом отдел. личностей и съездов партии. Сталин взял на себя право единств. и неповтор. толкователя марксизма. Борьба против идеализма была возведена в ранг гос. политики. Ф марксизма не однородна. Осн. концепции соврем. марксистской западной Ф: 1) Социолого-технократич. материализм. Отбрасываются социально психологич. хар-ки. На 1 место - техника, как ср-ва произ-ва матер. благ. 2) Историцизм. Нельзя в истории опр. устойчивые соц. стр-ры. Они только в мышлении. Грамиле, Деллавольфе (Италия). 3) Структурализм. Сущ. в обществе специф. стр-ры, отличающ, одно общ-во от др. на тотальных законах. Общество – стр-ра с законами развития. Лукач, Корне (Венгрия), Альтюссер, Годелье (Фр.), Лупорини (Ит.). 4) Гуманистич. антропология. Учение о ф. антропологии – жизнедеят-ть ч. и отчуждение его сущностных сил (воля, разум, чувство). Продажа продуктов произ-ва, процесс труда на кого-то, отчуждение ч. от чел. рода - нивелируется как личность. Пачи (Ит.), Шафф (Польша), Косик (Чехия), Блох (Гер.). Осн. концепции критики марксизма: 1) Классов. различия не всегда приводят к конфликту, влекущем изменение обществ. строя; 2) Бескласс. Общ-во утопично; 3) Обществ. отношения детерминированы не только эк. факторами, неадекв. отношение к таким факторам как расизм и сексизм.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить