Шпоры по философии
  • Регистрация
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 0.00 (0 Голоса)

1.16. Киево-Могилянская академия и философия просвещения.

К.-Мог. Ак. – первое высш. уч. заведение У. Основана Петром Могилой в 1632г. В ф. К.-М. ак. присут. отдельные моменты сх., хотя полностью ф. академии нельзя назвать схоластической. В это вр. развитие к-ры, религии, политики происх. в эп. барокко. Несомн., эта ф., как запад. сх. была подчин. теологии, рассм. как помощник в делах веры, объед. догматические предусловия с рационалистич. методикой. Но это была барокковая сх. с хар-ыми для нее соед-ми. В рамках сх. барокко происх. синтез достижений зап. ф. с духов. наследием киев. византизма. Под Киев. византизмом След. понимать характерное направл. к-ры домогилянск. периода представления о ф., как о сис-ме достижений, кот. реализуются через религ. и мистич. мировоззрение, т. е. через тесный путь жизни к истине. Переориентир. от практики мистич. озарения истиной, целью кот. было достиж. через духов. подвиги одномоментного самопознания в людской душе трансцендентности Бога, до интеллект. познания истины веры. Так в К.-М. ак. изуч. труды Аристотеля, Платона, Плутарха, Сенеки, Цицерона, Псевдо-Галена, Диогена, Филона. Но отнош. к творчеству этих ф-фов, кот. предст. развитие Европ. мысли от Античности к Нов. времени, у проф-ров К.-М. академии неодинаково. Именно этот вывод и вкл. у них в лекцион. курсы с той или иной целью переосмысл. идей этих мыслителей. Такой синтез обеспеч. непрер-тью традиции, протяж-тью нашей мысли при переходе от Средневек. к Нов. времени. Ф. К.-М. ак. была, по сути, перв. этапом в развитии профессион. ф. в У. Она была подч. примату теологии, рассм. как помощница в делах веры. Но несм. на это, ее знач. состоит в обр-и собств. информационного поля для развития ф. мышления. Представления о фил. теориях познания: Проф. К.-М. ак. понимали ф. как сис-му дисциплин или всех наук, призван. разузнать истину, причину вещей, данных Богом. Истину отожд. с Богом. В стр-ре внутр. чувств исходили из разл. функций – 5 подвидов: обществ. чувство, фантазия, оценивающая деят-ть, память, разум. деят-ть. Проблемы: онтологии и натурфил. Центр. моментом онтологии в курсах К.-М. ак. было учение о форме и материи. Согл. учению о форме и материи в основе всего сущ. в мире лежит опред. субстрат, кот. благодаря привнесению очередной формы превращ. в к.-либо вещь. Идеи наделения материи опр. акт-тью, самост. сущ-ем и даже прот-ть, благоприят. преодолению аристот. метаморфизма и образов. благоприятные усл. для развития механистич. концепций, согласно кот. материя явилась совок-тью вечных и неизм. первичных кач-в, или неделимых конструктив. эл-в Вселенной. Среди натурфил. проблем, значит. место отводилось проблеме движения, во мн. учениях. Картина движения в метафизич. доктрине толковалась через покой. Движение как движение до конкр. конечного положения – Природ. движение – до соотв. телу состояния покоя, Вынужденное – до целев. стремления двигателя, т. е. Движение – целенаправл. процесс, осущ. между двумя точками – начальной и конечной, в кот. объед. противоп-ти: материя и идея, кол-во и кач-во. Обоснование проф-ми К.-М. ак. неотделимости вр. от простр-ва, от природ. тел свид-ет об ориентации ф. на линию Аристотеля – Декарта – Лейбница, т. е. синтез собств. духовных приобретений с зап. ученостью. Этическ. взгляды Ученых К.-М. ак. В духе ментальности барокко профессоры рассм. чел-ка как часть природы и общ-ва, что в совр. мировой детерминации он д. выполнять отвед. ему богами и законами роль, обеспеч. благоприятную и дост. жизнь, т. е. решается проблема жизни и выбора пути достиж. счастья для себя и общ-ва. Счастье рассм. как компромисс духов. и тел. в ч. Достиж. счастья возможно при усл. постижения ч. законов: природного, морального, гражд. и божьего. Счастье дост. трудом. Роль К.-М. ак. в развитии ф. Вост. и южнослав. народов. Воспитанники академии внесли свой вклад в орг-цию просв. и науки в Рос., в знач. мере заложили основу дальн. развития страны. Изв. деятелями рус. к-ры стали воспитанники К.-М. ак. – С. Плоцкий, Е. Славинский, Д. Тупгало-Ростовский, С. Яворский, Г. Бужинский, Лопатинский, Прокопович и др. Поддерживали пост. связи с Европ. высшими уч. заведениями. К.-М. ак. была духов. центром, благоприятств. культурному становлению всех славян. народов. Киево-Могилянская академия и философия

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить