Шпоры по философии
  • Регистрация
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 0.00 (0 Голоса)

1.19. иррационалистические философские учения 19 века

В шир. смысле слова под Иррационализмом имеют в виду учение, согласно кот. решающим фактором в познании, в поведенч. актах людей, в мировоззрении, в ходе историч. процесса играют не силы разума, не рационал. начало, а иррационал. (от лат. irrationalis — неразумный, бессознательный), что предпол. признание ведущей роли инстинкта, интуиции, слепой веры, чувства, словом, тех срезов духов. начала, кот. противопост. разуму, рассудку, мудрости. В более узк. смысле под и. имеют в виду различные ф. учения, в кот. умаляется разум. начало в пользу иррац. сил, напр. воли в противовес разуму. Одной из самых ярких фигур и. - Артур Шопенгауэр (1788 — 1860), не просто умен. роль разума за счет эмоций и, гл., абсолютизирование поним. им воли, он оспорил само понятие разума как области осозн. ментальной деят-ти ч. сознания, введя в него бессознательно-иррац. моменты. Это уже не было бессозн. В кантовском понимании, когда бессознат. действовало «рука об руку» с рассудком и м. б. осознано разумом (как у И. Фихте и Ф. Шеллинга) в своей стр-ре, это уже было бессознательное как универсал. иррациональная стихия, неподвл. никаким рационал. методам иссл-я. Интеллект – функц-ет не по своему рационал. плану, но по указаниям воли, кот. признается единой энергийной основой всех личных воль. Реальна только одна космически громад. воля, кот. проявляется во всем течении событий Вселенной: мир — только зеркало этого веления, выступающ. как представление. Мир нелеп, а вся история мира — это история бессмысл. флуктуации волевых искр, когда воля вынуждена пожирать самое себя, т. к., кроме нее, ничего нет и она к тому же — голодная и жестокая, постоянно ткущая паутину страдания. Отсюда травля, боязнь и страдание. Точно так же и буддизм провозгл. земное бытие в психофизич. оболочке чел. личности неискоренимым страданием. Он подверг критике ошибоч. позицию сторонников крайнего рационализма, согл. кот. воля яв-ся простым придатком разума или просто отождествл. с ним. По Ш., воля, т. е., желания, мотивы побуждения ч. к действию, и сами процессы его осущ. специфичны: они в значит. степени опр. направ-ть и хар-р реализации действия и его рез-т. Однако Ш. превратил волю в совсем свобод. хотение, т. е. он абсолютиз. волю, превратив ее из составляющ. духа в самодостат. начало. В противоп-ть Канту Ш. утверждал познав-ть «вещи в себе». Первый факт сознания он видел в представлении. Познание осущ. ибо как интуитивное, либо как отвлеченное, или рефлективное. Интуиция — это первый и важн. вид знания. Весь мир рефлексии в конеч. счете покоится на интуиции. Этика-пессимистична. Страдание - присуще жизни неотвратимо. То, что назыв. счастьем, имеет всегда отриц., а не положит. хар-р и сводится лишь к освобожд. от страданий, за кот. должно послед-ть новое страдание либо томит. скука. В полном соотв. с глубинной эмоцией восточ. к-ры Ш. видел разрешение трагедии чел. жизни в умерщвлении плоти и в угасании рационал. исканий ч. Сёрен Кьеркегор (представитель ф. жизни. Как и А. Шопенгауэр, он высказ. недоверие к разуму. Он отрицал единое идеал. начало мира, — будь то воля, разум или что-либо др. из области абсолютизиров. моментов сознания. К. выдвинул идею «экзистенциального мышления - связано с внутр. духовной жизнью личности, с ее интим. переживаниями: именно такое мышление только и м. б. подлинно конкретным, имеющим наст. чел-кий смысл. В то вр. как объектив. мышление, согласно К., безразлично по отнош. к мыслящему субъекту и его экзистенции, субъект. мыслитель как экзистенциальный заинтересован в своем мышлении: он сущ. в нем. В силу этого он не может относиться к реальности как к чему-то объект. как таковому, не «затронутому» чел. субъект-тью. Вместе с тем К. обращал пристальное внимание на неуст-ть чел. бытия, его обречен-ть на смерть, фиксируя это в понятиях «страх», «сомнение», «трепет» и т. д.Чрезвычайно слож. и полн. противоречий чел. жизнь не поддается истории ф. принято именовать некот. учения и таким словосочетанием, как «ф. жизни». Это направление возн. как оппозиция классич. рационализму и как реакция на кризис механистич. естествознания, базирующ. на принципе строгости и точности испытующего ума. Тенденции иррац. наиболее сильно проявились в ф. жизни. Ее представители: Ф. Ницше (1844-1900), В. Дшьтей (1839-1911), Г. Зиммель (1858-1918), А. Бергсон (1859-1941). усилиям рассудка понять ее, рез-том чего яв-ся «бессилие мысли», подлин. «скандал для рассудка», а отсюда — переход к мифу. Относясь к ч. как к цели и смыслу миров. эволюции, Кьеркегор. Безнравст-ть своей эпохи он усматр. в том, что всякое индивидуал. «забывается в общем». Он призывал к тому, чтобы внимательнее «вглядеться и вчувствоваться» в реал. чел-ую жизнь, в личные страдания. Индивид Кьеркегора самоценен и возвышен, но он же — одинок и беспомощен в этом мире, как узник, бьющийся в камере-одиночке. Многие, по К., суть критерии неист-ти: кажд. имеет свои критерии оценки, искреннее личностное заблуждение может превратить неистину в истину. В рез-те возвышающая идею ч. личностная интуиция привела к апологии страха, для преодоления кот. и утешения, полагал К., необх. религиозное общение с Богом. Фр. Ницше (1844—1900) хар-но необычное употребление общеприн. в ф. понятий. Его идеи, как правило, облечены в форму фрагментов и афоризмов. Ему чужды всякие попытки построения ф. сис-мы. Согласно Н., мир есть пост. становление и бесцельность, что выраж. в идее «вечного возвращения одного и того же». Лишь понятие «вещи» выступает как некий момент устойчивости в хаосе становления. В основе мира мыслил волю как движ. силу становления, как порыв, как «волю к власти», волю к расширению своего Я, к экспансии. Н. переносил идеи Ч. Дарвина о борьбе за сущ. жив-х на жизнь чел. общ-ва. Централ. понятием у Н. яв-ся идея жизни. Он родоначальник направления, имен. Ф. жизни. В ч. он подчеркивал принцип телесности и вообще биологич. организменное начало. Интеллект же есть лишь высш. слой, необх. для сохранения организменных. Стремление Н. создать основы нов. морали «сверхчеловека» взамен христианской, найти нов. путь религиозного сознания, соверш-нии к-ры ч., в улучшении самого типа ч. личности. Анри Бергсона (1859 — 1941) — предст. интуитивизма и ф. жизни. возражение против материалистически-механистич. и позитивистского направления ф. мысли, утв. в кач-ве субстанции жизнь как нек. целостность, отлич. от материи и духа: жизнь устремлена «вверх», а материя — «вниз». Материя, отождеств. с прерывностью, простр-вом и миром «твердых тел», оказ. сопротивление жизни и становлению. Сущность жизни, по Б., постижима лишь с помощью интуиции, кот. интерпретировалась как своеобразная симпатия и кот. доступно непосредств. проникновение в сущность предмета путем как бы слияния с его уникальной природой. Гов. иными словами, интуиция поним. как самопостижение жизни, т. е. познание ею самой же себя. Поэтому Б. не противопоставлял объект субъекту. Интуиция дает ч. возм-ть схватывать суть «живой целостности» вещей, явлений. 2. Наиб. влиятельными направлениями иррац. яв-ся: волюнтаризм, ф. жизни, фрейдизм. Один из основателей ВолюнтаризмаАртур Шопенгауэр (1788-1860). Гл. произведение — "Мир как воля и представление" (1819), где утверж., что сущностью мира ("вещи в себе" по Канту) яв-ся неразумная воля как слепое, бесцельное влечение к жизни, имеющее мировой, абсолют. хар-р (Монистический волюнтаризм).Одно из влият. направлений иррац. связано с именем Зигмунда Фрейда (1859-1939) — основателя учения о бессознат. области ч. бытия. Утверждал, что в основе чел. деят-ти лежат инстинкты. Последние не поддаются рационал. осознанию и сост. область бессознательного, проникнуть внутрь кот. возможно лишь с помощью спец. методики — психоанализа, основ. на технике рассмотрения свобод. ассоциаций, сновидений и ошибоч. действий.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить