Шпоры по философии
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 0.00 (0 Голоса)

1.7. Зарождение философской мысли в Киевской Руси

Период (9-12 вв.). 9 век – письменность, появление образования. Особенности: молодая цивилизация, быстро набирающая силу. Зарождение начинается с периода усвоения всех богатств, созданных ф. Европы, но особенно византийской и болгарской. Особенности культуры и ф. – религиозность. Европа и Византия – христианская ф. Азия – мусульманская ф. Господство и диктат религии в духовной жизни. Ф. – служанка богословия. Она сосредоточена вокруг кардинальных религиозных проблем. Но! На Западе – католицизм, на Востоке – православие. Русская ф., основанная на православной византийской фил. мысли. Схоластика – рационализация богословских догм. Если католич. религия – схоластична, то православная имеет менее выраженный схоластический характер. 9-11 вв. 1) конфликт между знаниями и верой, проблема разрешилась: знание и вера разделилась (есть истина науки и истина веры). Истина науки касается мира созданного бытия (нуждается в аргументации, док-ве результата разумного познания). Истина веры касается глубинных сокровенных проблем бытия сверхъестественного (бога, души) результата сверхразумного познания (интуиции) бог посылает откровения в награду за веру. Истина науки непротивоположна истинам веры (гармония – дополнение истины веры истинами науки). На востоке наука, в т. ч. ф-я очень тесно связана с религией вплоть до 18 в. (принцип гармонии веры и религии). В Зап.-европейской ф. даже богословы критиковали определенные принципы церкви, что связано с разделением науки и веры. 1. Василий Великий, Григорий Низский, Иоанн Златоуст – восточные философы-богословы. 2. Августин Блаженный, Святой Ироним – западные философы. Взгляды первых переводятся с греческого на древнеславянский, затем период освоения, разработки собственных идей. Восточно-православные фил. взгляды представлены: – Повесть временных лет. Все события Киевской Руси: военные подходы, принятие христианства. Самая интересная часть: речь философа – к Владимиру Мономаху. Пришел философ-богослов, который посвятил его в основы христианства и убедил Владимира принять православие на Руси. – Слово о Законе и Благодати митрополита Иллариона (40-е годы 9 в) (сопоставление Ветхого и Нового Завета). Ветхий Завет – закон (норма установления). Закон требует повиновения, за неповиновение, за неподчинение Ветхому Завету – кара. Новый завет – требует любви. Новый Завет – свобода. Закон – тень, предвестие, а благодать – истина, свет. Ветхий Завет написан для иудеев, Новый Завет – для всех. – Климент Смолятич – слово. – Митрополит Кирилл Туровский – житие Феодосия Печерского. – Даниил Заточник – Моление Даниила Заточника (жалобы от монаха к князю: недовольство монашеской жизнью, укор, что знающие, образованные люди недооцениваются, не нужны никому). Но! Все эти сочинения написаны богословами, кроме Владимира Мономаха – Поучение Владимира Мономаха. Состоит из: 1. биография. 2. заветы детям. 3. молитвы. Наиболее интересна втор. часть, где он призывает быть милостливым, уважительным к гостям, трудолюбивым (лень – мать всех пороков). Осн. Ф. проблемы: – усвоение и приживление христианства; – исторические: осмысление исторического этапа; – осмысление государства и государственности; – этическая или нравственная (добро и зло, добродетели). Ф. (на востоке) – любовь к мудрости, любомудрие. Sofia – мудрость (прекрасная женственная мудрость), отсюда софийские соборы. Усвоение ф. идей, категорий осущ. через издания азбуковников (фил. терминология) и сборники (переводы и толкования). Основные ф. термины: философия и философы, мир, бытие, сущность, время, душа, человек. Филосовия (греч. phileo - люблю и sophia - мудрость) - наука о всеобщих закономерностях, к. подчинены как бытие (т. е. природа и об-во), так и мышление чел-ка, процесс познания. Основным вопросом ф. как особой науки явл. проблема отношения мышления к бытию, сознания к материи. Любая фил. система представляет собой конкретно развернутое решение этой проблемы, даже если «осн. вопрос» в ней прямо и не формулируется. Термин «Ф.» впервые встречается у Пифагора; в качестве особой науки ее впервые выделил Платон. Бытие – сущ. независимо от сознания объективный мир, материю. СущностЬ - смысл данной вещи, то, что она есть сама по себе, в отличие от всех др. вещей и в отличие от изменчивых состояний вещи под влиянием тех или иных обстоятельств. Время И пространство - осн. формы существования материи. Ф. интересует вопрос об отношении В. и п. к материи, т. е. являются ли В. и п. реальными или это чистые абстракции, сущ. только в сознании. Душа - термин, употребляемый иногда в качестве синонима термина психика. В религии - некая бестелесная, бессмертная нематер. сила, имеющая самостоятельное, независимое от тела существование в «потустороннем» мире. Человек - субъект историч. процесса, развития материальной и духовной культуры на Земле, биосоциальное существо (представитель вида homo sapiens), генетически связанное с др. формами жизни, выделившееся из них благодаря способности производить орудия труда, обладающее членораздельной речью, мышлением и сознанием.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить