Шпоры по философии
  • Регистрация
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 0.00 (0 Голоса)

1.12. Западно-Европейская философия эпохи Возрождения

В. (Ренессанса), с XIV по нач. XVII вв., приходится на посл. столетия средневек. феодализма. Деятели Ренессанса противопоставляли нов. эпоху Средневековью как периоду темноты и невежества. Осн. принцип возрожденческой ф. - это антропоцентризм, ф. перестала играть роль служанки богословия и перспектива ее развития приобрела антисхоласт. направленность. Чел. приобр. гораздо большую самост-ть, вырастает нов. самосознание чел.: гордость и самоутверждение, сознание собств. силы и таланта становятся отличит. кач-ми чел. В эпоху В. - ф. вновь обращается к изуч. природы. Природа трактуется пантеистически. Христ. бог здесь как бы утрач. свой внеприродный хар-р: он как бы сливается с природой, а послед. обожествляется и приобр. черты, кот. не были ей свойственны в такой мере в античности. Подобно тому как всем в теле управляет душа, точно так же и в каждой части природы находится некое одушевл. начало – Архей, а потому для овлад. силами природы необх. постигнуть этот архей, войти в магич. контакт с ним и научиться управлять им (Парацельс). Возн. убеждение что чел. — высш. ценность, развитие индивидуализма в и всестор. проявление индивид-сти в обществ. жизни. Одной из черт духов. атмосферы стало оживление светских настроений. Важн. особенность ф. Возр. — антисхоласт. направл-ть взглядов, др. черта — создание нов. картины мира, отождеств. Бога и природу, особенность ф. мысли Возр. — антропоцентризм. Чел. — не только важнейший объект ф. рассмотрения, но и централ. звено всей цепи космич. бытия. Нач. XVI в. ознамен. крупнейшим кризисом римско-католич. церкви. Апогеем ее нравств. упадка и предметом особого возмущения стала продажа индульгенций — грамот, свидет. об отпущении грехов. Осн. идеи ф. эпохи Возр.: Антропоцентризм: внимание фил-в направлено в осн. на чел, при этом по-новому культивируются неоплатонич. построения. Гуманизм, признание чел. личностью, его права на творчество, свободу и счастье. Антисхоластика: стремление развенчать мнимые авторитеты и пропагандир. ими догмы. Геометрически-структурное понимание мира, дополн. диалектикой перехода, хар-ого для бесконечно малого и бесконечно больш. и их соотнош. между собой. Пантеизм - деперсонализация Бога. Либо он растворен в природе («природа есть Бог в вещах», - Дж. Бруно), либо мир погружен в Бога (Н. Кузанский). Ф. учение, согласно кот. Бог отожд. с мировым целым. Такой пантеизм наделял природу способностью к бессознат. творчеству, ее собств. языком, понимание кот. вселяло надежду на познание и изменение этого мира. Для В хар-рен взгляд на природу как на разумное, одушевл. целое, подчиняющ. законам. Основа этого - пантеизм. Натуралистический - Бруно - - одухотворение природы, наделение ее божеств. свойствами, растворение бога в природе (мировая душа, бесконеч. разум). Мистический - Кузанский - растворение природы в боге. - стоит выше противоположностей, кот. ограниченный рассудок наделяет природу. В боге совпадают все против-ти - абсолютный мин и абс макс, единичное и множественное. Ф. взгляды Маккиавелли. Средневек. концепцию божеств. предопределения Макиавелли заменяет идеей фортуны, призн. силу обстоятельств, кот. заставляют чел. считаться с необх-тью. Но судьба лишь наполовину властвует над чел., он может и д. бороться с обстоятельствами. Поэтому наряду с фортуной движущей силой истории М. считает вирту (virtu) — воплощение чел. энергии, умения, таланта. Подлинным воплощением свободы чел. воли яв-ся для М. политика, в кот. существуют «естеств. причины» и «полезные правила», позвол. учитывать свои возм-ти, предвидеть ход событий и принять необх. меры. Задачу полит. науки - объяснить действит. положение вещей. Леонардо да Винчи, утверждал, что любое знание порождается опытом и завершается в опыте. Но подлинную дост-ть результатам экспериментирования способна придать лишь теория. Одним из наиболее значит. достижений естествознания этого вр. было создание польским астрономом Николаем Коперником гелиоцентрич. системы мира. Осн. идеи, положенные в основу этой сис-мы, состоят в след.: Земля не яв-ся неподвиж. центром мира, а вращается вокруг своей оси и одновр. вокруг Солнца, находящ. в центре мира. Николая Кузанского (1401—1464). Его учение о безграничности космоса. Бог в ф. Кузанского получает наим. абсолютного максимума, или абсолюта, кот. не яв-ся чем-то находящимся вне мира, а пребывает в единстве с ним. Бог, охват. все сущее, содержит мир в себе, Мир не бесконечен, иначе он был бы равен Богу, но «его нельзя помыслить и конечным, поск. у него нет пределов, между кот. он был бы замкнут». В космологии Кузанского отвергалось учение о Земле как центре Вселенной, а отсутствие неподв. центра привело его к признанию движения Земли, утв. мощь чел. познания; через творч. деят-ть своего ума («чел. есть его ум») как бы уподоблялся Богу. Чел. может познать иное, только полностью отрешившись от себя. Бытие и свобода предельно конкретны. Чел., как считал Кузанский, вполне способен познавать природу, и это осущ. посредством чувств, воображения, рассудка и разума. Чувств. познание – начальная стадия, упорядочивается рассудком. Разум от связи с чувствами свободен. Разум – высшая теор. способность чел. сознания, кот. направлена на выявл. и прояснение противоп-тей. Кузанский высказал идею о том, что все вещи сост. из противопол-тей, против-ти совпадают. Ярким прим. этого выступает Бог, т. к. он везде, т. е. Бог – это Все, а с др. стороны Бог нигде, значит, он - Ничто. Чел. тоже есть синтез противоречий – он конечен как существо телесное, но бескон. как духовное. Даже самое глуб. знание не ликвид. незнания (знает лишь тот, кто осознает свое незнание) – процесс познания осущ. по пути, приближ. нас к недостиж. абсолюту – Бог остается непознаваемым. Джордано Бруно Центр. идея космологической доктрины Бруно — тезис о бескон-ти Вселенной. Эта Всел. не сотворена, она сущ. вечно и не м. исчезнуть. Она неподвижна, «ибо ничего не имеет вне себя, куда бы могла переместиться, ввиду того, что она яв-ся всем». В самой же Всел. происходит непрер. изменение и движение. Обращаясь к хар-ке этого движения, Бруно указыв. на его естеств. хар-р. Он отказыв. от идеи внеш. перводвигателя, т. е. Бога, а опирается на принцип самодвижения материи. Положение о бесконечности Всел. позволило Дж. Бруно по-новому поставить вопрос о центре мира, отрицая при этом не только геоцентрич., но и гелиоцентрич. сис-мы. Центром Всел. не м. б. ни Земля, ни Солнце, потому что сущ. бесчисленное множ-во миров. И у кажд. мира - системы есть свой центр — его звезда., природа есть Бог в вещах, он не противостоит миру как его творец, а наход. в самой природе как внутр. деятельное начало. Согласно миров. целому мировая душа и мировой божеств. разум совпадают. Бруно усматривал цели ф. в познании не сверхприродного Бога, а природы, явл. «Богом в вещах». Важн. положением Бруно, было в утвержд. бесконечности природы. Бесконеч. могущество Бога, по Бруно, не м. ограничиваться созданием конеч. мира. Он док-л, что любое небесное светило можно рассм. в кач-ве центра мироздания потому, что он находится по всюду и – нигде, т. е. обоснов. идею бесконечности. Источник начало материя. Но материя – это не просто источник деят-ти. Ее развитие подчинено закономерностям, разверт. из некоего ед. принципа через многочисл. диалектические переходы, борьбу против-тей, явл. результатом деят-ти «мировой души». Наиб. роль в ф. эпохи В. сыграли натурфил. концепции (Бруно, Кордано, Парацельс), свидетел. о крушении схоласт. методов осмысления природы. Наиб. важными резул-ми этого естественно- науч. направления в ф. были Томас Мор – один из основополож. утопического социализма. {Утопия – досл.: место, кот. нет}, о путешествии в неведомую страну Утопию. Написано в форме диалога в кот. принимаются и отверг. официальные полит. мировоззрения. В 1 части работы дается критика англ. общественного устройства. Во 2 представл. устр-во и жизнь на вымышл. острове Утопия. На Утопии обществ. собст-ть высокоорганиз. производство, целесообр. рук-во, гарантир. справедливое распред. богатства. Все люди д. иметь право и обязаны работать. Большое знач. придается разностор. развитию чел-ка, соединению теор. образования с трудом. Свои представления о нов. об-ве он не считал фантазией, хотя осознавал возможные трудности их реализации. Полагал, что при помощи образов. правителя его идеи можно реализовать в ближ. будущем. Переход мечтал осущ. мирным путем. Этапы ф. Ренессанса: гуманистич., неоплатонич. и натурфилософский. Первые страницы ф. гуманизма принадл. Алигъери Данте (1265-1321 гг.). Итал. поэт и фил-ф в своей бессмертной «Комедии», описав состояние души после смерти в трех царствах потустор. мира: ад, чистилище и рай, исполнил фил. гимн земному предназначению чел. Сохраняя средневек. образ мышления, Данте поэтическим языком выразил противостояние тленного мира земли и вечного мира небес. Роль сред. звена в этом противост. играет чел., ибо он причастен к обоим мирам. Разделение зем. и потустор. жизни уже само по себе ставит проблему отказа церкви от притязаний на светскую жизнь, заявл. о ее суверенитете. Франческо Петрарка заявляет, что небожители д. обсуждать небесное, мы же — человеческое. Мыслителя интересует внутр. мир чел-ка, и притом чел-ка, рвущего связи со средневек. традициями и сознающего это разрыв. Земные заботы состав. первейший долг чел-ка и ни в коем случае не д. приноситься в жертву загробному миру. Платона. неоплатонический - Перед авторитетом схоласт. Аристотеля Платон становился символом прогрессив. развития фил. мысли. Оживлению платонизма в Италии способ. деят-ть Георгия Шифона (1366-1452).В своем учении он делает попытку преодолеть разрыв божеств. и природ., ищет обоснование идеи вечности и несотворе-ти мира, сохр. Бога не как демиурга, а как первопричину. Мир — это не рез-т отчуждения Бога, его «эманация», а откр. познанию сам образ Бога, т. е. мир — это и есть Бог.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить