Шпоры по философии
  • Регистрация
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 0.00 (0 Голоса)

1.14. Западно-Европейская философия нового времени.

Идея нов. гносеологии, в рамках кот. сознание ориентир. не ст. на самопознание (платонов. традиция), ск. на познание. Сознание обреет. статус инструмента познания; Ф. ориентирована быть сис-мой обеспечения «царства человеч.» на земле. Разработка нов. методологии, привела к оформл. в рамках ф. Нов. времени 2 направлений: Эмпиризма и рационализма. Э. в Англии, где уже сложился капит. способ произ-ва, р. - во Фр. и Гер., где только шла идеологич. подготовка к бурж. Революции. Ф. Нов. времени актуализировала вопрос о природе чел. разума, а также обосновала необх-ть адекват. познания природы. Наука играет все более значит. роль в жизни общества. При этом главенств. место в науке занимает механика. Именно в механике видели мыслители ключ к тайнам всего мироздания. Основопол. новой методологии считается Фрэнсис Бекон (1561-1626)вступил на путь опыта и обратил внимание на исключ. значимость и необх.-ть наблюдений и опытов для обнаружения истины. Он считал, что ф. должна носить прежде всего практич. хар-р. Высш. целью науки он считал господство чел. над природой, чел., слуга и истолкователь природы, Ученый д., по Бэкону, идти в своих исследованиях от наблюдения единич. фактов к широким обобщениям, т. е. применять индуктив. метод познания. Наука, подобно воде, имеет своим источником или небесные сферы, или землю. Она сост. из 2 видов знания — 1из них внушается Богом, а 2 ведет свое начало от органов чувств. Наука, т. о., делится на теологию и фил. Бэкон стоял на позиции двойств. истины: есть истина религиозная и «светская». При этом он требовал строгого разгранич. сфер компетенции этих видов истины. Томас Гоббс (1588—1679) — анг. ф-ф. реальны только тела, а их атрибуты — величина, движение и св-ва — субъективны. Гоббс отрицал свободу воли, придерж. жесткого фатализма и отожд. волю с природной силой. Он не допускал сущ. бестелесных духов. Г. резко критиковал всевозм. суеверия, но придерж. идеи, согласно кот. Бог сущ-ет. Он рассм. Бога лишь как источник начальной «энергии мироздания, как первопричину всего сущего». Бог, по Г., не вмешивается в теч. земных событий, в центр иссл-я следует поставить не частные интересы, а интересы и сущность чел., что позволит выяснить особенности его естеств. и обществ. жизни. По Г., если разложить стр-ру общества на отдел. части, можно убедиться, что сущ. частью общества яв-ся чел., гр-н, т. е. чел. в гос-ве. По Г., гос-во возникло в рез-те обществ. договора, соглашения, но, возникнув, оно отделилось от общества и подчиняется коллектив. мнению и воле людей, имея абсол. хар-р. Понятия добра и зла различ. только гос-вом, чел. же д. подчиняться воле гос-ва и признавать дурным то, что признает дурным гос-во. При этом гос-во д. заботиться об интересах и счастье народа. Ренэ Декарт (1596—1650) поставил на 1 место разум, сведя роль опыта к простой практич. проверке данных интеллекта. Вселенная — это огром. механизм, она изменчива и имеет историю своего развития. Первонач. импульс к сущ. и развитию мира дает Бог, но впоследствии развитие мира опред. самост-ной творческой силой. Д. одним из первых разработал (хотя и на механистич. основе) идеи эволюции и провел их через все области учения о природе — от обр-я светил и планет до возник. растений, жив-х и чел. Обр-е звезд и планетных сис-м осущ., по Д., благ. вихревому движению материи: мир. материя беспредельна, однородна, не имеет пустот и делима до бесконечности. Здесь Материя находится в непрерыв. кол-ном и кач-ном движении, опр. универсальными законами механики. Чел. в отличие от жив-х обладает душой, разумом и речью, что выходит за пределы действия законов механики. Д. твердо и ясно установил 2 принципа для науч. мысли: движение внеш. мира нужно понимать исключ. как механистическое, явления внутр., духов. мира необходимо рассм. искл-но с т. зр. ясного, рассудочного самосознания. Д. разделил сотвор. Богом мир на 2 рода субстанций - духовную и материальную. Матер. субстанция делима до бескон-ти, а духов.- неделима. В своем подходе к субстанциям Д. выступал с позиций дуализма, т. е. признания 2независ. субстанций (в отл. от монизма, исходящ. из единой субстанции). Д. был вынужден допустить наряду с матер. субстанцией, понимаемой им как протяженность, сущ. Бога и производной от него духов., мыслящей субстанции. Учение Д. развил нидерланд. ф-ф Спиноза (1632 —1677) Бог отожд. с природой. Бог, идеал. и материал. слилось у Спинозы в единую бесконеч. субстанцию (натуралистич. пантеизм). С. утверждал, что сущ. единая находящаяся вне сознания субстанция, кот. яв-ся причиной самой себя (causa sui) и не нужд. ни в каких др. причинах. Бог С. неотделим от природы и не носит хар-ра личности. Бог есть бесконеч. сущ-во, имеющее бесконеч. множество атрибутов. Ед. субстанция обладает 2 познаваемыми атрибутами, т. е. неотъемл. св-ми, - протяжением и мышлением. Наряду с протяжением материя, начиная от камня и кончая чел. мозгом, способна мыслить. Мышление трактовалось как - самосознание природы. В этом состоит монизм С. Отсюда принцип познав-ти мира и глуб. вывод: порядок и связь идей те же, что порядок и связь вещей. С. полностью снимал вопрос о возник. природы и тем самым о Боге как ее творце, оспаривая центр. догмат хр. о «творении из ничего». Однако природу С. называл Богом, а Бога — природой. Под Богом, писал С., я понимаю сущ-во абсолютно бесконеч., т. е. субстанцию, сост. из бесконечно многих атрибутов, из кот. каждый выражает вечную и бесконеч. сущность. Джон Локк полагал, что все наши знания мы черпаем из опыта, ощущений. Люди не рожд. с готовыми идеями. Ощущения получ. в рез-те действия внеш. вещей на наши органы чувств. В этом сост. внешний опыт. Внутр. же опыт (рефлексия) есть наблюдение ума за своей деят-тью Л. признавал наличие в разуме опред. задатков, или предраспол-ти, к той или иной деят-ти. Он выделил 3 вида знания по степени его очевидности: исходное (чувств., непосредств.), дающее знание единич. вещей; демонстративное знание через умозаключение, напр. через сравнение и отношение понятий; высший вид — интуитив. знание, т. е. непосредств. оценка разумом соотв. и несоотв. идей др. др. Нем. ф-ф Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646— 1716) Мир, считал Л., сост. из мельчайших эл-в, или монад - духовных - эл-в бытия, облад. активностью и самостоят-тью находящ. в непрерыв. изменении и способных к страданию, восприятию и сознанию. Бог, по Л., возвышается над телес. миром, являясь его «виновником и господином». Ед-во и согласов-ть монад есть рез-т Богом «предустановл. гармонии». Так, «низшим» монадам присущи лишь смутные представления (в таком состоянии наход. неорганич. мир и растительное царство); у жив-х представления достигают ступени ощущений, а у чел. — ясного понимания, осмысления, простр-во - порядок взаим. расположения множ-ва индивид. тел, сущ. вне др. др., а время — как порядок сменяющих др. др. явлений или состояний тел. Одной из вершин ф. наследия Л. яв-ся его учение об индивид. монаде как концентриров. мире, как зеркале единой и бесконеч. Вселенной. Англ. ф-ф Джордж Беркли (1685-—1753) - в основе понятия материи лежит допущение, будто мы можем, отвлекаясь от частных св-в вещей, образов. отвлеченную идею общ. для всех них вещ-ва как некоего субстрата. Однако это, по Б., невозм.: у нас нет и не м. б. чувств. восприятия материи как таковой; субъектив. идеализм. По Б., в основе понятия о материальном (и о простр-ве) лежит допущение, будто мы м. отвлекаясь от частных св-в вещей, восприним. посредством ощущений, образ. отвлеченную идею об общем для них веществ. субстрате. Но это невозм.. У нас нет чувств. восприятия материи как таковой. Мы восприн. лишь отдельные вещи и кажд. из этих восприятий есть сумма отд. ощущений или “идей”. Учение это – субъектив. идеализм. Признается сущ. лишь чел. сознания, в кот. Б. различает идеи и души. Идеи - это восприним. нами субъективные кач-ва. Души – восприним., деятельные нематер. субъекты духовной деят-ти. Идеи - пассивны; это лишь состояния. Души - активны. Б. пытается док-ть, что вещи возник. благодаря восприятию и исч., когда прекращ. восприятие. Дэвид Юм (1711 —1776) достов. знание м. б. только логическим, а предметы иссл-я, кот. касаются фактов, не м. б. док-ны логически, а выводятся из опыта. Опыт же Юм трактовал как поток «впечатлений», причины кот. неизвестны и непостижимы. Поск. опыт нельзя обосновать логически, пост. опытное знание не м. б. достоверным. Задача знания быть руков-вом для практич. ориентации. При этом единств. предметом достовер. знания считает объекты математики. Все др. объекты иссл-й касаются только фактов, кот. не м. б. док-ны логически, а выводятся исключ. из опыта. Опыт, однако, поним. идеалистически. Действит-ть - поток впечатлений. Причины, порожд. эти впечатления - непознаваемы. Мы не можем даже знать сущ. ли вешний мир. Юм отрицает сущ. категории субстанции и сводит идею субстанции к идее совок-ти отдел. кач-в. Отвергает всякое богословие. Религия не м. б. основой морали, любая субстанция есть агрегат кач-в, происх. от неизвестного нечто. Юм не знает есть ли объект за впечатлениями, или они возник. сами в сознании (хоть некот.).

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить