Шпоры по философии
  • Регистрация
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 0.00 (0 Голоса)

1.24 Антроп. направление оформилось в трех осн. школах: ф. жизни, экзистенциализм и фил. антропология. 1. Философия жизни.: Ф. Ницше (1844-1900), В. Дшьтей (1839-1911), Г. Зиммель (1858-1918), А. Бергсон (1859-1941).На формир. Ф. жизни сказалось творчество Артура Шопенгауэра (1788-1860), его соч. «Мир как воля и представление», где домин. слепая воля к жизни. Утверж. свою волю, каждый ч. рассм. всех др. либо как ср-во, либо как препятствие на пути к цели. Фридрих Ницше - Доминантой общ-ва явл. не ст. «слепая воля к жизни», ск. «сознат. воля к власти» в условиях борьбы за выжив-ть. Время романтики прошло. Мир превратился в арену, где успеха добив. не самые умные и справедл., а самые коварные и жестокие. Н. заявляет о необх-ти пересмотра общечел. ценностей, сохранив. форму и потеряв. свое содержание. Мыслитель отверг. рационализм, не приемлет-хр-во, переступает через каноны буржуазной морали. В своей работе «Чел-во слишком человеческое».Герменевтика ориентир. на непосредств. постижение исслед. феномена либо через самонаблюдение, либо через «вживание, сопереживание и истолкование» .Внерационал. восприятию мира отдает дань и Анри Бергсон. Осн. мира он видит в «жизненном порыве». Жизн. порыв — это потенциал космоса, реализующ. себя через твор-во ч. и постиг. себя через интуицию ч. 2I. Осн. представителями Ф. экзистенциализма: Ф. М. Достоевский (1821-1881), Л. И. Шестов (1866-1938) в России; М. Хайдеггер (1889-1976), К. Ясперс (1883-1969) в Германии; Г. Марсель (1889-1973), Ж.-П. Сартр (1905-1980), А. Камю (1913-1960) во Франции. Исход. тезисом ф. экз. яв-ся то, что для отдельного ч. главное в жизни — не абстрактные идеи, а конкр. проблемы сущ. в условиях зла и несправ-ти, кот. нужно не ст. понимать, ск. принимать. Если И. Кант ставил вопрос «что такое человек», то экз. вопрошает: «Можно ли стать ч. в эпоху абсурда?» Ответ на этот вопрос тянет за собой проблему свободы и ответ-ти в общ-ве тотального отчуждения, где персонификация обществ. отношений вызывает деперсонификацию ч. С др. стороны, свобода как «пост. спутник ч., «требует "быть иным"», проектир. себя, выбирать, определять свое отнош. к миру и отвечать за выбор, испыт. вечное беспокойство и тревогу. 3. Ч. заявил о себе как об объекте ф. а-за и в Фил. антропологии, предст. яв-ся Макс Шелер (1874-1928) и Гельмут Плеснер (1892-1985). Все их усилия были направ. на поиск антропологич. оснований чел. жизнед-ти, к-ры, нравств-ти, права, соц. институтов. Не без основания они делают вывод о том, что религ. антропология посеяла страх в душе ч., а фил. антропология Нов. времени порождает иллюзию всемогущества чел. разума. В дейст-ти ч. сущ-во эксцентричное. Будучи многомер. по своей сути, ч. в поисках себя, своей уст-ти, вынужден пост. выходить за пределы своего «Я» на Ур-не игры, творч-ва и риска выбора модели желаемого «Я». Ч. уже не вернуться в природу. Ему остается только двигаться вперед, делая себя в рамках своей жизнед-ти. Шелер ввел различие между абсолют. ценностями и «эмпирич. переменными»: относительны не ценности как таковые, а их историч. формы. Ш. противопоставил логике интеллекта логику чувства; первый предст-ль фил. антропологии, кроме того, и экз., имеющ. своим предметом бытие ч. в мире. Впослед. этой проблематике больш. Внимание: Проблема ч. находит все большее место в работах И. Канта, А. Шопенгауэра, С. Кьеркегора, Ф. Ницше, Г. Марселя, П. Тейяра де Шардена, М. Бубера и др. Фил. антропология-в центре внимания - проблема ч., а гл. идея — создание интегральной концепции ч.; его осн. представители — М. Шелер, А. Гелен, Г. Плесснер, Э. Ротхаккер. Это течение, объявив себя основополаг. ф. дисциплиной, пытается на основе тех или иных особ-тей ч. найти способы постановки и решения по сущ. всех ф. проблем, вовл. в сферу иссл-я душевно-духов. жизнь ч. — эмоции, инстинкты, влечения, что зачастую приводит к иррационализму: предст. данного направления абсол-ют эту сторону внутр. мира ч., умаляя разум. начало. При всех различ. внутри этого теч. его осн. линия — поиски антропобиологич. оснований чел. жизнед-ти, к-ры, нравст-ти, права, соц. институтов. Обществ. жизнь сводится к межличн. отношениям, осн. на естеств. симпатиях людей, — «инстинкте взаимности». Все богатство соц. жизни ограничив. актами признания «другого», встречи Я и Ты, их взаимоприобщения, достиг. благодаря сопереживанию и общности языка с его психосемантич. индивидуальными нюансами. В против-ть прежним концепциям ч., стремящ. выявить некую устойчивую стр-ру личности, предст-ли ф. антропологии вообще отказ. рассматривать сущность ч.; для них ч., его сущ-е — всегда нечто незаверш., а потому не поддающ. строгому определению.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить