Шпоры по философии
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 3.88 (4 Голоса)

2.14. Главные концепции философии истории. Причинность и целесообразность в истории. Субъективизм исторического процесса

Ф. ист.– раздел ф., связ. с выяснением смысла и направ-ти чел. исторического процесса. Содерж. и пробл. выяснялись в ходе историч. развития. Антич. история (ф.) – пробл. науки обращены в прошлое. Гесеот считал, что история нач. с золотого века и заканч. железным веком (в. труда, потрясений) всего 6 веков. В Ср. века гл. движущая сила ис. – божеств. проявление (люди – актеры драмы напис. богом). В эп, В. – светская ф. истории (в основе – идеи историч. переворота). Веко (итал. 11 в.) все развитие прох. 3 этапа: рождение, зрелость, закат. Впервые термин ф. истории (Вольтер) – сост. и ур-нь развития к-ры и просвещение опред. народа. Начиная с 18 в. (нов. вр.) возник. необх-ть опред. 3х аспектов ф. истории: 1) налич. или отсут. законов развития; 2) движущ. силы ист.; 3) опред. смысла истор. процесса. Законом-ть ист. процесса разраб. представители нем. кл. ф. Гегель – ист. – единый закономер. процесс движущ. чел-во по столбовой дороге разума. При этом кажд. эпоха предст. собой новую восходящ. ступень в развитии цив-ции. Во Вт. пол. 19 в. позитивистская ф. как антитеза ф. истории. А. Конт считал, что ф. истории не созд. ничего нового, кроме умозрит. схем, сочинен. самими ф-фами. Только социология (на основе мат. методов) способна созд. будущую модель цив-ции. Однако, будущее конкр. науки напр. на упр-и частными и специфич. проблемами отдел. стран, она не способ. заместить и исчерпать решение тех задач, кот. стоят перед историей ф. В 19-20 вв. ф. истории возрод. в марксизме, ф. А.Тойнби, К. Ясперса. Марксистская ф. – диалектич. понимание взаимод-я обществ. бытия и обществ. сознания как 2х организмов, опред. общее развитие при решающ. значении экономич. базиса. Весь миров. процесс марксизм пыт. представить в формуле восходящ. развития (первобытно-общин. строй, рабство, феодализм, капитализм, коммунизм). Критерии общест. развития – смена форм собст-ти, част. собст-ть – гл. прич. всех соц. бедствий. А. Тойнби: ф. истории – изуч. взаимосвязи историч. бытия через призму внутр. духов-ти и к-ры ч. Осн. вопрос ф. – о смысле чел. цив-ции, о месте ч. в ист. времени. Ф. ист. причинно персоналистична, имеет индивидуал. и личност. начала. «Выбрасывая из истории внутр. потенциал личности, мы тем самым лишаем ее существ. факторов». Ист. и ее будущее воссозд. в той степени, в кот. люди осознают и способны творить свое будущее. Истор. процесс сост. из множ-ва культур. цив-ций, кот. обладают присущ. только им: культурой, религией. Т. е. Т. противник мысли о ед. мировом историч. процессе. Особенно он отв. тезис разв. цив-ции на базе зап. модели европоцентризма. По его мнению, будущ. будет принадл. тем народам, кот. способны дать ответ на вызов брошенный глобал. пробл-ми цив-ции. Ответы на вызов м. б. различны, но в этой непохожести сост. смысл истор. развития чел-ва. К. Ясперс – нем. ф-ф 20 ст. В отл. от Тойенби Я. считает, что чел-во имеет ед. происх-е и ед. миг развития. Исход. основание истории – вектор истор. времени (осевое вр.) кот. произошел с появл. Хр-ва. После чего, ч. стрем. реализовать заповеди Христа. Однако, история подтв., что религия не способна объед. чел-во. След-но, ч-ву нужно сформ. духовную основу цив-ции. В кач-ве таковых выдв. понятие Фил. веры – особая форма веры 21 в., требующ. союза ф. с науч. знанием, к-рой и др. формами духов. деят-ти. Она есть осознание бытия путем постижения реал. историч. ситуации –ключ. в ф. Я., т. к. конкр-ть отдел. ситуаций разреш. путем их совпадения. На сегод. день мы д. отобрать взгляды, идеи, найти совпадающ., и на их основе дать толчок ист. развитию. Девиз Джайнизма «Относись ко всему живому, как к сам. себе» – д. б. положен в основу чел. практики. «Весь мир преисполнен разумом, духов-тью, жизнью, равно как ты сам, ч.». Причинность и целесообр-ть истории. Ист. процесс воплощ. в себе сочетание 2х разнородных Тенденций и требует, в отл. от иррационал. природы особой методологии познания. 1. Ист. причин-ть – налич. связи между отдел. явлениями и процессами, происх. в истории. Прич-ть связи в том, что в ней дейс-ет: - взаимод. природы с чел. деят-тью; - воспроиз-во населения; - сфера матер. произ-ва, где и проявл. те или иные закономер-ти. 2. Целесообразность, кот. хар-ет все сферы чел. деят-ти, а, как известно, деят-ть ч. всегда связана с постановкой опред. целей, разработкой рационал. моделей действий, вкл. в себя механизмы предвосхищения, творч-ва, коррекция своей деят-ти. Факторы целесообр-ти играют все бол. роль. След-но, изуч. Историч. проблем треб. особого типа детерминации, в кот. причин-ть и целесообр-ть объед. и м. б. выражены стат. закономерн-ми, имеющ. непринципиал. линейный хар-р. Субъекты ист. процесса. Изнач. историю вершили монархи. После появл. марксистской теории классов, стало бытовать мнение о первоочеред. роли классов, снач. буржуазии, потом рабочих. Совр. взгляд связан с созд.: авангардные соц. группы и нации. Критерии: - духов. к-ра, смысл обр-я; - облад. ресурсами (группы репперы – им есть, что терять); - способны влиять, возд-ть на сознание и поведение др. масс. След-но, реформы д. опираться на соответ. авангардные группы.

Главные концепции философии истории. Причинность и целесообразность в истории. Субъективизм исторического процесса - шпаргалки - 3.8 out of 5 based on 4 votes

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить