Шпоры по философии
  • Регистрация
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 0.00 (0 Голоса)

2.5. Человек как волевое существо. Проблема свободы, выбора и смысла человеческого существования. Предназначение человека.

Процесс антропогенеза, однажды нач., пост. продолжается. Эволюция – не только прогрессив. развитие, а многовар. процесс изм-й. Осн. в-ты развития и предназначения ч.: 1. Кажд. личность может прожить свою жизнь циклич. образом (ничего не изм. в своем понимании, развитии). 2. Нисходящ. путь эволюции (ч. утрачивает духов. и культур. основы, становится на путь криминала, деградации). 3. Восходящий путь разв. (нов. кач-ва, ценности, возм-ти, приобр. высших духов. цен-тей –– в каком направл. д. действовать ч.?). Русский космизм (В. Соловьев, Ф. Достоевский, Чижевский, Вернадский, Успенский): на совр. Ч. надо смотреть как на переход. тип в развитии. Успенский: совр. ч. нужно рассм. как куколку: он уже не гусеница, но еще не бабочка. Ф. Ницше: среди нас еще много людей, кот. во многом напом. обезьян, еще более, чем иные из обезьян. Рус. космизм: ч. должен реализовать духов. цен-ти на основе принципов созд. Богочел-ка. Зап. ф. (Ф. Ницше): необх. создать сверхличность (супермен), кот. самообразует себя независ. от окр. обст-тв, может перебороть все трудности и проблемы. Но! Сверхличность м. б. создана, если будут найдены ср-ва, цели, способы. Сверхличность создается через смыслообразование (необх. осознать смысл ч. жизни). Осн. подходы: 1. религиозный. Поиск связи и единства ч. и бога. Но! Ф. Ницше: бог умер и мы сами убили его. В совр. мире религия – мода, увлечение; нет истинно верующих –– религия оказ. слабое воздействие на ч. 2. экзистенциальный поиск смысла ч. бытия. Ориентирует ч. на самоценность собств. жизни (добиться самоутв., личной независ-ти, творч. акт-ти). Все ориентир. не самого ч. –– течение Гиданизм – счастье и его поиск. Ч. рожден, как птица для полета. Основоположники: Эпикур, Руссо. 3. социальная (обществ.) ориентация ч. Соц. цели д. стать жизненной потр-тью кажд. ч. Л Толстой: подлин. счастье ч. не в богатстве, славе, а в ощущ. полноты собств. духовных и физич. сил, в их обществ. применении. После смерти ч. продолжает жить в том, что он создал для общ-ва. Смысл жизни уникален, ибо он всегда есть смысл жизни конкр. Ч.; он явл. отражением конкр. жизненной ситуации; он откр. особым образом. Иными словами, у см. жизни всегда уникален носитель смысла жизни, уник. ситуация, в кот. ч. обретает этот смысл, и уник. путь, кот. идет ч. к обретению смысла своей жизни. См. жизни - воплощенная форма абсолют. тельного, объективного и субъектив., общественного дуального. Это ед-во несет на себе печать уник-ти специфики жизн. ситуации. Итак, смысл жизни индивидуален, но не абсолютно, ибо жить в общ-ве, быть частью общ-ва и игнорир. общ-во нельзя. Поэт. смысл жизни конкр. Ч. всегда несет на себе печать единства индивидуал. и всеобщего, субъектив. и объектив., печать цели жизни. Цель жизни — это своеобр. ориентир, по кот. ч. выверяет курс своей жизни, своих поступков. Жизнь человеч. соткана из больш. и малых целей. Нужна ли в этом случае общая, интеграл. цель? — Нужна! Ибо без нее ч. мельчает и сбивается на осущ. принципа «здесь и только сейчас», ориентир. лишь на удовлетв. витальных потреб-тей, не подним. до ур-ня чел. потребностей.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить