Шпоры по философии
  • Регистрация
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 1.00 (1 Голос)

2.4. Человек как центральная проблема философии. Основные концепции о происхождении и сущности человека.

Ч. в ф-фии выступ. как ее Предпосылка и Цель, яв-ся Субъектом, и Объектом фил. познания. В истории ф. можно выделить два параметра эволюции ф.:1) наск. Ф-ф осознает, что именно ч. - центр, критерий и высш. цель всего фил-ния2) Степень фил осмысления самого ч., его бытия, его смысла сущ., его интересов и целей, Наск. Ч. превратился в отдел. и специал. предмет, с какой глубиной он рассм. Первые представления о ч. возникают в мифологич. и религ. сознании. В верованиях др. людей ч., еще не выдел. из природного мира, а представ. "младшего родственника". Тотемизм- форма первобытных верований, закл. в поклонении растениям и жив-м, с кот. якобы сущ. т кровнородств. связь и кот. яв-ся покровителями рода или племени. Первыми фил. взглядами на проблему ч. можно считать выводы, сложивш. в древневост. Ф.-"стертость" личностного начала, его "безликость" и подч-ть всеобщему. Здесь универсал. "Я" превалирует над индивидуал. "Я". Древневост. мировоззрение пыталось объед. ч. и природ. процессы. Каждый ч. ценился не сам по себе, а лишь в силу того, что он есть часть этого единства. Уподобление вечному и неизмен. абсолюту предпол. статичность, безоговор. следование традиции и ориентацию ч. на почтительное и бережное отношение к внеш. миру. При этом особо подчерк. необх-ть совершенств. внутреннего мира ч. Античная философия -выделение ч. в кач-ве отдельной и специальной ф. проблемы, пришла к открытию Ч. как самост. ценности и признала за ним право на акт-ть и инициативу. Сократа интересовал внутр. мир ч., его душа и добродетели. Платону принадлежит идея о том, что именно душа - та субстанция, кот. делает чел-ка чел-ком. От кач-ва души зависит общая хар-ка человека. Аристотель: Ч. есть общественное животное. Господствовал Космоцентризм. Все сущ. рассматривалось как единый и необъятный Космос, а ч. как его часть. Идеальное сущ. ч-ка - это жить все же в согласии с этим миром, в чем и сост. мудрость. Поворот фил. мысли к теме отдел. от Космоса ч. принято связывать с Сократ. Во мн. благодаря ему стала постепенно формир. Фил. антропология, призывал ч. заниматься углублен. познанием самого себя, выявляя свою нравств. позицию. Позже Эпикур заострил внимание на проблеме свободы и счастья ча. Он полагал, что кажд. Ч. способен избирать собствен жизненный путь. Диоген предложил аскетизм, весьма скром. образ жизни, установку на умер-ть во всем. В др. ф. рассм. преимущественно отдел. сторон (аспекты) проблемы человека. Так, Демокрит решал вопрос о выделении ч. из звероподобного состояния. Аристотель особое внимание обратил на соц. кач-ва ч., охарактеризовав его как «полит. животное» с разумной душой. Платон обоз. тему взаимоотношений гр-на и гос-ва, раскрыл соц. типы личности. Эта же тема активно осмысливалась в древнекит. Ф.(конфуцианство). В ф. индийского буддизма центром внимания стала тема страданий человека и поиск путей их преодоления. Практически во всей древней философской мысли шла речь о мудрости как умении человека жить в согласии с природой, Космосом. В это время (в философии Др. Греции) были заложены основы гуманизма - идейного течения, кот. рассматривает ч. как существо уникальное, высш. ценность и цель общ-ва. В целом же др. ф. делала акцент не столько на внутр. духовном мире ч., ск. на его взаимоотношениях с миром внеш., с Космосом. Западноевропейское средневековье отмечено возд. Христ. мировидения. Теоцентризм Являлся харак. особенностью. Бог рассм. как центр мироздания, а ч. как одно из его многочисл. созданий. Все зло в мире произошло не от Бога, а от свободной воли человека. Спасение человека возможно, но лишь через смирение и покорность своему Творцу. В средневек. Ф. проблема ч. была поставлена более шир., вкл. духовность и осмысл-ть чел. жизни. Августин Блаженный решающее для ч. значение придавал не интеллекту, а воле, не теории, а любви, не знанию, а вере. Особ-тью эпохи Возрождения явл. Антропоцентризм. Центром любого иссл-я - будь то лит-ра, живопись, скульптура или фил. трактаты - становится ч., превратился в предмет культа, поклонения, хотя природ. начало в ч. подчеркивается, он все же ставится выше природы, над ней Ч., красив, деятелен и свободен. Ф. Нового времени формир. под влиянием развития капиталист. отношений и расцвета наук, прежде всего механики, физики, мат-ки. Достижения точных наук отразились в взгляде на ч. как на специфич. машину, кот. заводится аналогично механизму. Вклад в фил. осмысление ч. был сделан И. Кантом-ч.- сущ-во, принадл. двум мирам одновр. - миру природ. необх-ти и миру нравств. свободы. Он разгранич. антропологию в "физиологическом"( исследует что делает из человека природа) и "прагматическом"( человек, как свободно действующее существо, делает или может и д. делать из себя сам).Перечисляя осн. вопросы ф., И. Кант закл. их вопросом: что есть ч.? По его мнению, Именно этот вопрос объединяет в себе все остальные основные вопросы философии. В ф. чел-ка ХIХ в. можно выделить неск. особ-тей: углубл. изучения духовности ч. (Ф. Ницше); формир. целостного взгляда на обществ. жизнь (О. Конт, Г. Спенсер, К. Маркс); У многих ф-фов этого вр. появляется мысль, что метафизика и религия - это вторич. явления к-ры. Одной из хар-рных особенностей русской философии Вт. пол. XIX – нач. XX в. также яв-ся внимание к ч., Антропоцентризм. Здесь четко выдел. два направления: материалистич. и идеалистич. Материалистич. направление представлено револ-рами-демократами В. Г.Белинским и Н. Г.Чернышевским, идеалистическое - В.Соловьева, Н. А. Бердяева. Гл. проблема для нее усоверш-е ч. Рус. религиозная ф. всегда призывала ч. к подвижничеству и поиску правды, к обреет. высокой нравст-ти. Большое влияние на развитие фил. иссл-й ч. оказали фрейдизм и неофрейдизм - это фил., отмежевавш. от фрейдизма. Оно сформ. в США в 30-е г., как попытка смягчить потрясшие выводы Фрейда. З. Фрейд предложил психоаналит. трактовку ч., в кот. вскрывались глубин. мотивы поведения и деят-ти ч. (уч. о «бессознательном»). В ХХ в. произошло становление отрасли фил. знания, кот. сложилась в Герм. в 20-е годы и занимается изучением ч-ка. Она получила название философской антропологии. Ее основополож. выступил нем. ф-ф Макс Шелер. Появление ф. антропологии как спец. учения о ч. явилось своеобр. итогом наращивания ф. человекознания. Особой страницей в истории философии является философия марксизма. Человек - это автор, судьбы. Он иссл. в марксизме с учетом его принадл-ти к конкретной остальной группе (слой, класс, нация). Ч. универсален, т. е. богат и всесторонен с т. зр. своих способностей и возм-тей для деят-ти. Делая акцент на соц. обусловл - ч., марксизм есть тот самый Сопиоцентризм как тип ф. мировоззрения. Однако в этом кроется и его слабость, так как в марксистской теории выпал отдел. ч. (индивид), он оказался как бы подавлен общ-вом, а позже, в советс. период нашей истории был фактич. принесен в жертву «светлому будущему» в кач-ве его «строительного» материала. Происхождение: – 1. религиозная концепция – ч. произошел от бога, по его образу и подобию, но стремление ч. приблизиться к богу привело его к грехопад. и сейчас от ч. требуется чувст-ть и следовать божеств. предназначению. –2. космическая гипотеза – жизнь – централ. понятие вселенной, семена жизни распред. по космосу и получ. развитие, попав в оптим. условия (гипотеза паспермизма – Вернадский, Бехтерева, Чижевский) – 3. теория недостающего звена в эволюционном процессе. Вернадский указывает, что совр. мозг ч. используется на 15%. – Эволюцион. теория – чел.-подобные обезьяны: шимпанзе и гориллы – Гоминидная триада: питекантропы –– неандертальцы –– кроманьонцы. Питекантропы – 500 тыс. лет назад, вели коллек. образ жизни, исп. огонь, примитив. орудия труда. Неандертальцы – прямая походка, увелич. в 2 раза объема голов. мозга, наличие культовых учреждений (памятники, захоронения) – 150 тыс. лет назад. Кроманьонцы – совр. тип ч. (40-50 тыс. лет назад), добротные строения, широкое культур. развитие. -4» Социологич. концепция понимания природы ч.: чел-к – сущ-во общественное, продукт общ-ва. Пр. Аристотель, Вольтер, Руссо. Руссо: чтобы воспитать нов. личность необх. изменить обществ. условия. Маркс, Энгельс – ч. – биосоциальное сущ-во (биологич. начало последоват. заменяется соц. ценностями). -5. Экзистенциальная трактовка. Ч. рассм. с т. зр. самодеят-ти (собств. способности сформ-ть себя как личность). Ар. Нем. кл. ф. ГегелЬ: развитие творч. качеств – гл. концепция ч. Камю, Ясперс: ч. единственное сущ-во на земле, у кот. сущ-е предшествует сущности. Осн. цель чел. бытия – стать независ. от обстоятельств, развив. и не стоять на месте. Ч. – это будущее ч., то что ему еще предстоит достигнуть. Эта концепция выдвигает духовно-ментал. ценности: комплекс основ, созд. его неповторимым (отбираются ч. самост-но, чтобы отличаться от др.).

Человек как центральная проблема философии. Основные концепции о происхождении и сущности человека - шпаргалка - 1.0 out of 5 based on 1 vote

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить