Шпоры по философии
  • Регистрация
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 5.00 (1 Голос)

1.25 Фрейдизм и неофрейдизм Одно из влият. направлений иррационализма связано с именем Зигмунда Фрейда (1859-1939) — основателя уч. о бессознател. области чел. бытия. Утв., что в основе чел. деят-ти лежат инстинкты. Послед. не поддаются рационал. осознанию и сост. область бессознател., проникнуть внутрь кот. возможно лишь с помощью спец. методики — Психоанализа, основ. на технике рассм. свободных ассоциаций, сновидений и ошибоч. действий. Ф. разработал общепсихологич. теорию личности, стр-ра кот. состоит из "ОНО" (область инстинктов), "Я" (личность как проявление опр. к-ры, морали, ценностных проявлений), "СВЕРХ-Я" (культур. и соц. среда обитания личности). В личности, как некой энергетич. сис-ме, происходит "ошибка" инстинкта и запретител. табу, определ. к-рой. Неудовлетв. инстинкт тяжким грузом давит на психику, вызывая различ. неврозы, расстройства и заболевания. Эта напряж-ть может в процессе сублимации преобразовыв. в творч. проявления (искусство, наука, обществ. я и полит. деят-ть и т. д.). Различ. аспекты фрейдизма активно исп. в социал. психологии, социологии, литературоведении, этнографии и др. отраслях познания. Если Ф. основной доминантой поведения признавал половой инстинкт (либидо), то его послед-ли сделали большой акцент на соц. детерминацию чел. психики. А. Адлер (1870-1937) гл. составляющим психики считал комплекс неполноц-ти как ощущение индивидуумом дефектов телесного или психич. развития. Э. Фромм (1900-1980) подчерк. роль противоречий между внутр. потребностями индивида и общ-вом, препятств. их реализации. Как и осн-ль психоанализа Юнг в своих теореет. построениях опирался и на клинич. практику, и на ф. прошлого. Вероятно, швейц. психиатр был знаком с зап. ф. в большей степени, чем Ф., не гов. уже о том, что, в отличие от осн-ля психоанализа, он интересовался и вост. ф., особенно даосизмом и буддизмом. Сам Юнг в своих воспоминаниях отмечал, что еще в юношеские годы наст. увлекся фил. идеями, что долгое время не мог решить, чему посвятить свою профессион. деят-ть — ф. или медицине. Но даже после того, как был сделан окончат. выбор в пользу медицины, Юнг не утратил своего интереса к ф. "Вопреки растущ. научным интересам, – замечает он, – я время от вр. вновь возвращался к моим фил. книгам". Он подчеркивал, что фил. влияние, кот. превалирует в его обр-и, восходит к Платону, Канту, Шопенгауэру, Э. Гартману и Ницше. И все же непосредств. к критич. переосмыслению идей Фрейда Юнга подвела его клинич. практика. При лечении шизофрении он столкнулся с такими случаями расщепления психики ч., кот. не м. б. объяснены детскими сексуал. переживаниями индивида и, следов., не вписыв. во фрейдов. представления о сексуал. детерминации чел. поведения. Фрейдовское понятие "либидо" приобр. у Юнга расшир. толкование: под "либидо" он понимает психич. энергию, опред. интенсивность психических процессов, протек. в душе ч. Эта энергия соотносится Юнгом не с конкретно-опред. психической силой, обусловл., напр., сексуал. влечениями, как это имело место у Ф., а с внутр. психологическим настроем, характериз. психическую деят-ть ч. Утверждая, что "теория секс-сти чрезвычайно важна для меня и в личностном, и в фил. смысле" Юнг, тем не менее отриц. ее, как единст. выражение психич. целостности личности и приводит многочисл. примеры "неврозов, в кот. проблема сексуал. играла подчин. роль, а на передний план выходили др. факторы, напр., проблема соц. адаптации, давление трагич. обст-ств жизни, соображений престижа и т. д.". Подвергнув критике фрейдов. понимание бессознательного за его чрезмер. сексуализацию, Юнг тем не менее был близок к Ф. в своей трактовке бессознат. психических процессов. Подчеркнем, что бессознат. для Юнга яв-ся исключит. психолог. понятием, хар-щим все те психич. процессы, кот. или не осознаются, не будучи предметом сознания, или восприн. как вытеснен. из сознания. Разногласия же между Юнгом и Ф. в оценке бессознат. обнаруживаются лишь при раскрытии его содержат. стороны. Так, если осн-ль психоанализа всю человеч. Деят-ть сводил к биолог. унаследованным бессознат. инстинктам, то по Юнгу инстинкты ч. имеют не ст. биологическую, ск. Символич. природу. Правда, и Ф. признавал символ. хар-р бессознательного и пытался даже раскрыть символику бессознат. влечений. Но Юнг выдвинул предположение, что символика яв-ся сост. частью самой психики и что бессознат. вырабатывает опр. идеи, носящие символич. хар-р и составл. основу всех представлений ч. Эти идеи рассм. им не как содержательные, а как формальные элементы психики, кот. Юнг дает название "архетипы", понимая под ними нечто всеобщее и имманентно присущее всему чел. роду. Архетипы действуют в ч. инстинктивно. В своей знаменитой работе "Архетип и символ" Юнг сл. обр. поясняет суть этого понятия: "Под Архетипами я понимаю коллект. по своей природе формы и образцы, встречающ. практ. по всей земле как составные элементы мифов и в то же время явл. автохтонными индивидуал. продуктами бессознател. происхождения. Архетипич. мотивы берут свое начало от архетипич. образов в чел. уме, кот. передаются не только посредством традиции и миграции, но также с помощью наслед-ти. Эта гипотеза необходима, так как даже самые сложные архетипические образцы могут спонтанно воспр. без к.-либо традиции. Прообраз или архетип яв-ся сформулиров. итогом огромного технич. опыта бесчислен. ряда предков. Это, так сказать, психич. остаток бесчисл. переживаний одного и того же типа". Ин. словами, юнговские "архетипы" представ. собой формал. образцы поведения, или символ. схемы, на основе кот. оформляются конкретные, наполн. содержанием образы, кот. ч. оперирует в своей реальной жизни и деят-ти. На перв. взгляд может создаться впечатление, что "архетипы" Юнга яв-ся такими же элементами бессознат. о, как и "первичные влечения" у Фрейда. Но это не так. Юнговские "архетипы" выступают как более глубин. осадки психики ч., накаплив. в теч. многотысячелетнего опыта приспос. и борьбы за сущ-е не только отдел. индивида, но и всего чел. рода. Такие архаические формы, остатки, отпечатки сохр. в себе др. хар-р психич. содержаний и функций примитив. душевного уклада жизни. Юнг не соотносит их только со сферой чел. бытия, а распростр. на весь органич. мир, то есть выводит за рамки собственно бессознат. психич., "архетип" выступает у Юнга скорее как психоидный феномен. Критич. перегляд різноманітних положень фрейдівської теорії став поштовхом до виникнення в 30-х роках нов.. напрямку в психоаналізі — Неофрейдизму, Предст. якого основну увагу приділяли дослідж. соціально-філ. проблем. Неофрейдизм предст. багатьма течіями. По-перше, це Індивідуальна психологія ААдлера (1870—1937). За цією концепцією, психічна хвороба є результатом неусвідомленого потягу до переваги, розпалюваного почуттям неповновартості, що пов'язано з яким-небудь тілесним недоліком. Не погодж. із Фрейдом щодо перебіл. ролі сексуальності і невід. у поведінці людей, Адлер акцент. увагу на ролі соц. чинників. З його т. з., характер людини виростає з її "життєвого стилю", який є сис-мою цілеспрямованих прагнень, що форм. в дитинстві і реалізує потребу в перевазі, самоствердженні та компенсує почуття неповновартості. По-друге, це Сексуально-економічна теорія В.Райха (1897—1957). Вваж. фрейдизм і марксизм взаємодоповнюючими, Р. намагався на основі психоаналізу інтерпретувати взаємовідносини між екон. базисом та ідеологією. По-третє, Теорія соціалізації і людської взаємодії Г. Саллівана. Згідно з концепцією міжособистісних відносин, яку розвивав Салліван, у психіці людини нема нічого, крім відносин до інших осіб і об'єктів або зміни міжособ. ситуацій. Без залишку розчиняючи індивіда в міжособист. середовищі, Салліван взагалі проголошував існування особистості чимось міфіч. або ілюзорним, бо особ-ть постає у нього як сукупність певного ряду персоніфікацій, котрі сприймаються як викривл. образи, що виник. у процесі міжособистісного спілкування

Фрейдизм и неофрейдизм - шпаргалка - 5.0 out of 5 based on 1 vote

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить