Шпоры по философии
  • Регистрация
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 0.00 (0 Голоса)

2.16. Философское понимание общества

Ф. изуч. Общ-во в целом. В обыд. жизни понятие "общ-во" исп. чрезв-но широко. Поэт. возможны различ. его толкования: 1) гр. людей, кот. создают орг-ю, основ. на общ. для них интересах, 2) гр. людей, формал. не организов., но имеющ. общие интересы и цен-ти (имеющ. общий "стиль жизни", как выраж. Зап. социологи). В науч. лит-ре сущ. немало дефиниций общ-ва. Прост. из них звучит так: общ-во - это сов-ть людей и их взаимоотн-й. В зап. лит-ре общ-вом наз. географическое образ-е, связ. воедино правов. сис-мой и имеющ. определенное "нац. лицо"."Общ-во - это, прежде всего, такие особого рода отнош. между людьми, кот. дают им возм-ть возвыс. всем вместе над своей чисто животной, биологич. природой и творить собственно чел. надбиологическую реал-ть" В ф., разл. "открыт. общ-во" - как синоним демократии, "закрыт. общ-во".- это общ-во, члены кот. в своем жизн. поведении руководств. навязываемыми соц. общ-тью морал. нормами. Они перед. обычаями и традициями в форме жестких предписаний или табу. ""Открытость" общ-ва вкл. Экон. свободу, отс. психол-х и юрид. барьеров между формами собст-ти и хозяйст-я, откр-ть к-р. Cовр. ф. рассм. Общ-во как сов-ть различ. частей и эл-в, кот. тесно связ. между собой, пост. взаимод-ют, поэт. общ-во сущ. как отдел. целостный организм, как ед. сис-ма. Представление об общ-ве как о ед. организме – рез-т длит. развития ф. мысли. Его зачатки появл. в античной Гр., где общ-во понимали как упорядоч. целое, сост. из отдел. частей. Причина появл. подобных взглядов проста: "часть" и "целое" - одни из самых разраб. категорий диалектич. способа мышления, основы кот. были заложены в Др. Гр. Однако понятие "сис-ма" - более позд. происх-я и сложнее для понимания. Под "эл-м" или "частью" обычно поним. мельчайшую частицу сис-мы. Совр. соц. ф. выделяет 4 осн. хар-ки общ-ва: Самодеят-ть, самоорг-я, саморазвитие, самодост-ть. Самодеят-ть, самоорг-я и саморазвитие в той или ин. мере присущи не только всему общ-ву в целом, но и отд. эл-м. Но самодост. м. б. только общ-во в целом. Ни одна из сис-м, в него вход., самодост. не яв-ся. Только сов-ть всех видов деят-ти, все вместе взятые соц. группы, институты (семья, обр-е, эк-ка, политика и т. п.) созд. Общ-во в целом как самодост. сис-му.Общ-во всегда наход. в сост. подвижности, изм. в том или ин. отношении. Но, одновр., оно нужд. в обеспеч. опр. ур-ня стабил-ти.. Базовую стр-ру общ-ва образуют осн. типы общ. деят-ти, кот. в нем пост. воспроизводятся. Это: • материал. деят-ть, • духовная деят-ть, • регулятивная или управленч. деят-ть,• деят-ть обсл-я, кот. иногда назыв. Гуманитарной или Социальной в узк. смысле. Кроме этого подхода сущ. и др., более традиц. для отеч. фил. мысли, выдел. следующие сферы общ-ва: • материально-экономическую,• социальную,• политическую,• духовную деят-ть - это специфич. Чел. форма активного отношения к окр. миру, содержание кот. сост. целесообразное осмысление, изм. и преобр-е данного мира. В люб. деят-ти, актив. стороной, без кот. никакой деят-ти просто б. не м., яв-ся ч. Деят-ть ч-ка м. б. направ. на др. ч. (напр, в ситуации "препод-ль - студент"), на вещи (ор. труда, ор. духовного произ-ва) и символы или знаки, чем яв-ся устная и письм. речь, инф-я на разл. носителях (дискетах, лазерных дисках, магнит. лентах), книги, картины, искусств. языки и т. д. Ч. и общ-во: Что след. закл-ть в осн-е сис-мы взглядов, опр. положение ч. в мире - антропоцентризм или социоцентризм? Иначе гов., чьи приоритеты изначальны: ч. или общ-ва? Что д. б. на 1м месте: индивидуализм или коллективизм? Авторы иссл. "Теория познания" делают верный вывод: "В споре антропо - и социоцентризма нет и не м. б. победителя на манер спорт. сорев-й. Антиномия не имеет оконч. разрешения в той плоскости, в какой оно отыск. уже неск. столетий. Ну, а конкр. спорные вопр. могут иметь однозн. решение, благод. спору антропо - и социоцентризма" (Но в чем же тогда прич. устойчивого господства социоцентризма? Ответ, кот., казалось бы, лежит на повер-ти (это след. господства тоталитаризма) оказ. далеко не полным. Дело в том, что в мировосприятии сильны традиции, кот. веками склад. в коллективист. сознании крестьянской общины. Социоцентризм, превозн. общих интересов над индивидуальными, из поколения в поколение форм. общиной, патриархал. семьей, патриархально-самодержав. гос-м. Идеология, формир. этими институтами, сост. из утвержд. безусловного приоритета общ. перед частным, коллект. перед личным. Люб. сторона жизнедеят-ти ч., вкл. экономич., политич., национ., духовную регул. этой идеологией, приобретая соотв. воплощение. Подавление личного коллективным, част. общественным вездесуще и универс., оно проник. во все сферы общест. жизни. Напр, с позиций социоцентризма проблема прав личности, вкл. и ее естеств. права на жизнь, свободу и незав-ть, сним. автоматически, т. к. названных прав вообще быть не может: ибо, согл. этому воззрению, правами наделяет ч. общ-во, а какие-то естеств., присущие ч. от рождения права – полн. абсурд. "Общест. природа", "общест. сущ-ть" ч. всячески выпяч. и тракт. с позиций доведен. до абсурда коллективизма. Личность в данной сис-ме миропонимания рассм. как величина малая, а пот. незначимая, как "винтик", кот. при поломке или неиспр-ти всегда м. б. найдена замена. В чем порок такого взгляда на ч.? Он рассм. ч. не как цель и самост. ценность, а лишь в кач-ве ср-ва для достиж. каких-то надличн., а потому абстракт. целей и рез-в.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить