Шпоры по философии
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 0.00 (0 Голоса)

2.8. Философское понимание культуры. Культура, как мера развития человека.

А. Камю: «есть в мире движущ. параллельно силе смерти и принуждения еще одна огромная сила, несущ. в себе увер-ть и свет – и имя ей – к-ра». Л. Малари: «К-ра – фанера, кот. чаще бывает покрыто невеж-во, чем просвещение». К-ра (лат. cultura – возделыв-е, обрабатыв-е) – совок-ть матер. и духов. ценностей, созд. и создаваемых чел-вом в процессе общественно-историч. практики и хар-щих историч. достигнутую ступень в развитии общ-ва. В более узк. смысле принято гов. о материальной (техника, производств. опыт, матер. цен-ти) и духовной -(наука, искусство и лит-ра, ф., мораль, просвещение и т. д.) - явление историческое, развив. в завис-ти от смены общественно-экон. формаций. Культура – нестандарт. способы прочтения взаимод. между матер. и духов. ценностями, кот. выработаны прошл. эпохами, творч. духом личности и народом. Первонач. термин «к-ра» непосред. был связан с с.-х. (к-ра земледелия). В эп. римской империи появл. понятия «к-ра души», «к-ра воспитания». В эп. средневек. К-ра носит религ. хар-р и означ. духовную связь между личностью и богом. Эп. возрождения, нов. время – к-ра – совок-ть всех форм и способов практич. деят-ти ч., направ. на преобр-е природы.

Культура ↔ природа

Материальная культура

Искусственная (рукотворная) природа

Фундамент цивилизации

Цивилизация – накопление матер. цен-тей, созд. трудом ч. (18-19 вв.). С кон.19 в. дается нов. трактование к-ры, т. е. уже не накопленные матер. цен-ти, а духовные. Сама же к-ра противопоставлена цивилизации, кот. яв-ся результатом практ. деят-ти людей. Ц. (лат. гражданский, государств.) – совок-ть матер. и духов. достижений об-ва. Ц. фигурирует в контексте а-за всемирно-историч. процесса. Фр. просветители наз. Цивилиз. общ-во, осн. на разуме и справед-ти, подчерк. тем самым значение факторов, обеспеч. целостность, обществ. гармонию. У Канта намеч. различие между понятиями Ц. и к-ры. В концепциях Н. Я.Данилевского, Шпенглера Ц. противопоставл. понятию к-ры. Шпенглер, напр., различает к-ру как царство органич.-жизненного в противоп-ть Ц. как совок-ти технико-механич. эл-в. В связи с этим Ц. рассм. им как пок-ль упадка и гибели об-ва. Для Тойнби хар-на Ц. как отрезок истории, искусственно изолир. для иссл-я. Целостность кажд. отрезка и опред. отграничение одной Ц. от другой. Л. Уайт Ц. рассм. с т. зр. внутр. организов-ти, обусловл-ти об-ва 3 осн. компонентами: техникой, соц. организацией и ф., причем техника опр. остальные компоненты. Энгельс Ц. яв-ся «той ступенью обществ. развития, на кот. разделение труда, вытекающ. из него обмен между отдел. лицами и объедин. оба эти процесса товарное произ-во достигают полного расцвета и производят переворот во всем прежнем общ-ве» (т. 21, с. 173- 174). Культура – форма волепроявления и самоопред. отдельных личностей и народов (Ф. Ницше). Культура ↔цивилизация Духовные ценности Кон. 20 в. (соц. антропология, шк. лингвистич. а-за и натурализма) Цивилизация – объект иссл-я – духов. к-ра, при этом к-ра – мера развития чел. кач-в в самом ч. К-ра носит активно-творческий, поисков. хар-р индивид-ти. Передача к-ры от поколения к поколению завис. от наличия в общ-ве творч. элиты, кот. способна не только воспринимать, но и транспорт-ть определ. виды творч. деят-ти. Л. Строс, Гумилев: К-ра – ведущ. эл-т жизнедеят-ти ч. Философия культуры. Сегодня именно духов. цен-ти и смысл чел. деят-ти – основа развития чел-ва, а не экономика, матер. блага. Глав-во к-ры и свобода выбора чел. деят-ти – но эти идеи только входят в нашу жизнь и д. получить развитие в 21 в. Мольре: «21 век будет развив. на основе к-ры или его совсем не будет». Самая характ. черта к-ры – ее генетич. ненаследуемость. След-но, необх. специальные обществ. институты, накаплив. и передающие культур. цен-ти. В кач-ве духовного обр-я к-ра сост. из неск. слоев: 1) определяющий – языков. среда – хранит, аккумул-ет, передает см. жизни и нормы поведения; 2) социал. нормы, традиции, устойчивые образцы поведения, выработ. в данном общ-ве, а также механизм их реализации; 3) ядро к-ры – сис-ма духов. ценностей, среди кот. особое знач. имеют смыслоопред. общественные установки (отнош. к труду, понимание счастья, осозн. ценности свободы, отнош. к обр-ю и т. д.).

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить