Шпоры по философии
  • Регистрация
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 0.00 (0 Голоса)

1.13. Философско-гуманистическая мысль украинского ренессанса (15-17 вв.)

Выделяют 3 этапа развития ренессансного гуманизма в У. (до сер. 16 в.) – заинт-ть общественно-полит. проблематикой, эстетикой. Второй (Вт. пол. 16 в. – нач.17 века) – формир. исторического самосознания укр. народа, распростр. идеала гуманистич. патриотизма. Третий (кон. 17 в. – нач.18 в.) – разработка гуманист. идей без особого переплетения с реформационными.

Причина появления гуманист. мысли в У. – соц.-эк. прогресс, развитие к-ры и обр-я. Основоположники гумм. к-ры в У. – Юрий Дрогобыч, Павло Гусак из Кросна, Лукаш из Нового Миста, Станислав Обуховский – все они получ. В. О. в западноевроп. учебных заведениях

Основные ф. проблемы: 1. Проблема чел-ка. В ренессанской антропологии чел. становится гл. объектом ф. изучения, он центр мира, причем не с ласки Бога, а благодаря своей природе. Чел-к д. б. хозяином на земле, создателем ценностей, кот. почитают. Не отрицая хр. учения в целом, гуманисты видят место чел. в мире не с т. зр. грехопадения и спасения, а как проблему достоинства чел., обращая внимание на внутр. мир личности. Над этими проблемами работали Ориховский, Сакович, Смарицкий и др. 2. Взгляды на гос-во и право. Особое место здесь принад. Ореховскому. Он впервые выступил против божеств. происхождения власти, против подотчет-ти светской власти духовной, король д. заботиться о развитии республики, защищать своих подданных, заботиться об их благе, с этих позиций д. подбираться и гос. служащие. Особое внимание д. уделяться образованию горожан и короля. Гл. особенность эпохи возр. – развитие теории природ. права, т. е. жить в соответствии с законами природы – значит поддерживать мир, согласие и спокойствие в гос-ве. 3. Исторические проблемы. Основы заложил Ореховский. В его понимании не бог движущ. сила истории, а чел-к – активный, творч. субъект истории, выделяется его обр-е, воспитание, знания. Отеч. мыслители считали историю способом пробуждения гордости народа за свое прошлое, за благородное происхождение, способом развития патриот. сил, любви к отчизне. 4. Идеи обществ. гуманизма. Это идеи патриотизма, обществ. суждения, справедливости, полит. свободы, справедливости. В 17 в. особое развитие получают образоват. учреждения (братские школы, коллегии). Особое внимание следует обратить на Киево-Могилянскую академию (прежде коллегию). Она создана Петром Могилой по образу Краковского у-та. К.-Мог. академия мощнейшая образоват. школа. Преподаватели академии принимались в лучшие Рос. у-ты (Костомара, Гогуцкий, Юркевич). К.-Мог. академия – центр духов. развития и просвещения Вост. Европы, генератор прогрессивных идей.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить