Шпоры по философии
  • Регистрация
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 2.00 (1 Голос)

1.17. Философия Григория Сковороды.

Гр. Сковорода (1722 -1 794) род. на Полтавщине в семье малоземел. казака. Неск. лет (с перерыв.) он учился в К.-Мог. академии. Затем был в придвор. капелле в Петербурге. Своеобразие истор. момента сост. в том, что это было вр. освобождения от феод. гнета Особ-ть творч. поведения С. (кот. затем отразилось и на хар-ре его ф. учения) сост. в том, что при отриц. отношении к миру, погрязш. в корыстолюбии, он избрал такую позитив. форму борьбы со злом, при кот. центр тяж. из области критики полит. отношений в общ-ве был перем. в сферу просв., к-ры, нравст-ти и морали. В произведениях в противовес морали, основ. на богатстве, золоте и власти, С. прославляет ч. "малых желаний" и огран. матер-х потреб-тей. Басни С. по своему идейн. содер-ю служат как бы прелюдией к его ф. творчеству. Уже в баснях звучит один из его гл. ф. принципов. Его суть сост. в признании закон. и естеств. только тех потреб-тей и стремлений ч., кот. соотв. природному, а не соц. различию людей. Формально ф. сис-ма С. укладыв. в 1 строку. Основа этой сис-мы закл. в сущ-нии "2х натур" и "3х миров". Расшифровка сущ. "двух натур" следует непосред. из трактата "О Боге": "Весь мир сост. из 2 натур: одна - видимая, др. - невидимая. Видимая натура назыв. тварь, а невид. - бог. ... У древних бог назыв. ум всемирный. У Него были разные имена, напр.: натура, бытие вещей, вечность, время, судьба, необх-ть, фортуна и пр. А у христиан знатн. Ему имена след.: дух, господь, царь, отец, ум, истина, ... Что касается видим. натуры, то ей не одно имя, напр.: вещ-во и материя, земля, плоть, тень, и пр."Вопрос о боге, кот. сост. первооснову всего сущего, явл. одним из осн. вопросов в ф. сис-ме С. Своим представл. о боге он поставил себя в оппозицию по отнош. к церкви, придержив. библейской легенды о сотворении мира богом в теч. 6 дней, его бог - вечное начало - неуловим и невидим, т. к. он, "присутствуя во всем, не явл. ни частью, ни целым, не имеет меры, врем. и простр. хар-ки". Такое поним. бога, отожд. с природой, получило в ф. название Пантеизма. Сам термин"пантеизм" С. нельзя отнести ни к чист. идеализму, ни к чист. материализму. У него бог и материя сосущ. наряду, хотя невид. натура всегда первична - т. е. у С. цель развития материи задана богом априории, развитием управляют внутр. законы, кот. определяют возмож. границы саморазвития. Эти границы саморазвития заданы богом и от людей не зависят..Первым и гл. миром у С. яв-ся вся Вселенная – макрокосмос - все рожден. в мире, составл. из параллельных бесчисл. миров, он вечен и безгранич. Целью позн. этого мира - вскрытие их невид. натур. Вторым из "3 миров" явл. малый мир -микрокосм - мир ч., все, что соверш. в мире - макрокосме, находит свое завершение в ч. - микрокосме. Возм-ти познания мира ч. ничем не огранич. Стремление ч. к познанию отожд. со стремлением ч. к богу без посредников, ибо богом явл. сама природа, а ч. - ее творение, - познавая бога - познает самого себя. В этом см. С. отрицает Агностицизм – уч. о непознав-ти мира. Чем лучше ч. познает самого себя и окр. его мир, тем разумнее и скромнее д. б. его потр-ти. Счастье - связано не с удовлетв. матер-х потр-тей, а с радостью "сродствен. труда. Процесс труда рассм. как наслаждение и ощущ. счастья даже вне завис. от его рез-в. Такому труду С. дает опред. "сродный". Труд же "несродный" – источ. деградации и ч., и чел. общ-ва Разделение людей, заним. "сродным" и "несродным" трудом - это и есть самая гл. мысль, на кот. можно опереться при решении совр. проблем челов-ва. Третьим - из миров - явл. символический мир, отожд. с Библией. Библии также припис. сущ-е 2 натур - внешней (знак) и внутр. - (смысл). С. считает, что представ. в Библии легенды - это фантазия, обман, подлог, небылицы, ложь, с одной стороны, но в них заложен таинств. смысл, полезное и поучит. знание - с др. Применяя ф. двух натур и трех миров к ч., С. делает вывод, что ч. совершает прекрас. поступки и счастлив тогда, когда он соглас. свое поведение и образ жизни со своими природ. склонностями.

Философия Григория Сковороды - шпаргалка - 2.0 out of 5 based on 1 vote

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить