Шпоры по философии
  • Регистрация
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 0.00 (0 Голоса)

1.21. Украинская философия 19-20 века в контексте философской мысли.

Экзистенциально-романтическая ф. нач. 20 в. Укр. классическая ф. 19 в. как специф. фил. феномен выявляет в своих хар-ках опред. парадокс-ть, кот. становится заметной во втор. Пол.19 в. Имеется в виду достат. высокий ур-нь класс. укр. мысли не только на «общеимперском», но и на Европ. Ур-не. Одновр., 19 в. был, наиб. тяжелым за всю колониал. эпоху нашей истории. Вынужд. Обстоят-вами нацгнета одевать маску русскоязычной, укр. фил. мысль сохр. свой выраженный нац. дух. Более того, как доклассич. эпоха, так и особенно классич. сотворили в Киеве наст. укр.-ментальную культурную атмосферу, что выявились экзистенциально-фил. школы 20 в., к кот. принадлежали Бердяев, Шмелев, Зеньковский. Укр.-ментальная атмосфера Киева – не просто абстрактная атмосфера, в частн. в семье Бердяевых. Фил. позиция Бердяева основ. на убеждении в сущ. глубокого кризиса соврем. общ-ва, признаки кот. он видел в расшир. научно-атеистич. понимания мира, кот. разрывается на объект и субъект.

Бердяев гов., что откровение Бога-Отца и Бога-Сына еще оставляет Бога «трансцендентным» людям и они сохр. его. Поэт. необходимо третье откровение (оправдание ч.), кот. решительно порывает с к.-либо материал. бытием. «Третьего откровения» не надо ждать, его может совершить только сам ч. Расширение, даже наступление объективистско-рационалистич. (научного) видения мира восприн. экзистенциально ориентиров. представителями киевлян как источник возраст. абсурдного бытия. После сравнит. недолгого увлечения позитивистско-натуралистич. «модой», кот. увлекла таких мыслителей как Франко, Драгамонов в У. снова начинают преобл. романтическо-экзистенциал. представления. Но позитивистская тенденция при этом не исч. бесследно. Леся Украинка – мифологич. антеистической идеи органичной связи природы и ч., антропологич. наполненности природы – «Лісова Пісня». Основав в укр. лит-ре жанр «потока чувств-ти». Коцюбинский рисует многослойность людской психики, его интересует чел. индивид-ть., не внешняя, а внутр. оболочка ч. Известный укр. мыслитель полит. деятель и писатель Вл. Винниченко (1880-1951гг.) был сторонником соц. идей, во многом соглашался с марксизмом, но резко расходился с ним в толковании нац. вопроса (национал-комунист). В произведениях В. четко слышится экзистенционал. подход к осмыслению смысла цивилизации.

Культурно-фил. подъем 20-х годов (расстрельное возрождение). За короткий час сущ. независимой У. (1917-1918гг.) многое делалось для возрождения нац. к-ры, а утрата незав-ти положила к-ц этому бурному, но непродолжит. взрыву Ук. к-ры. Наступает нов. «большевистская руина» (в 1922г. – УССР). Высш. школа провозглашается полем идеологич. борьбы. Так марксизм, марксизм-ленинизм стает единств. допустимой т. зр. Такая сис-ма тоталитар. мышления, со своим ф. ядром, была образ. в 30-е годы Сталиным. Поэт. между 1922 г. (болезнь Ленина) и нач. 30-х годов, когда Сталин приступает к созданию тоталитарного марксизма.

Фил. укр. шестидесятников. Смерть Сталина в 1953г. Позитив. сдвиги в укр. ф., начавшиеся в 60-е годы привели ко втор. возрождению. Была инициирована деят-ть видного укр. ф-фа Павла Копнина, возглавив. в Киеве кафедру укр. ф., много чего добились только благ. ему. Но была молодежь, кот. не устраивал вульгарный натур-фил. антологизм и не менее вульгарный социологизм. Направление науч. исканий начинает выявл. тем аналогич. к популярному в то времена на Западе неопозитивизма. Поэт. Фил. направление иссл-й Копнина и его учеников назыв. «красным позитивизмом». Все это происходило во времена, когда общ-во переходило от тоталитарно-идеологизир. форм жизнедеят-ти к нов. формам. Мыслители украинской диаспоры. Поражение Укр. нац. революции 1917-1918гг. вызвало волну укр. эмиграции за рубеж, в частности, Лепинский – предст-ль монархич. строя. Гос. идеал, думал ученый, не может успешно реализовыв. без мессианской идеологии, кот. способствуют укреплению базиса гос-ва в Польше, РСФСР и др. странах. Известный идеолог Украины Д. Донубь

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить