Шпоры по философии
  • Регистрация
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 0.00 (0 Голоса)

2.24. Содержание и интерпретация законов и категорий диалектики в современной философии.

Закон – это необх., устойч., повтор., существ. связи и отнош. вещей. Он указ. на опред. порядок, послед-ть, тенд-ю разв. явлений. З. м. б. менее общими, действ. в огранич. обл-ти (з. естеств. отбора), и бол. общими (з. сохр. энергии). Одни з. выраж. строгую колич. зав-ть между явл-ми и фиксир. в н-ке мат. формулами. Др. не поддаются мат. описанию (з. ест. отбора). Разл. динамич. и стат. З-ны. Д. з. – это такая форма причин. связи, при кот. начал. состояние сис-мы однозначно опр. ее послед. сост-е. Ст. з. хар-ет массу явл-й как целое, а не кажд. часть этого целого. З-ны: 1.Ед-во и борьба противоп-тей выраж. напряжен. взаим-е полярн. св-в, функций, сторон того или ин. предмета. Ед-во против-тей прояв. в том, что их нельзя резко обособить, они сильно связ., а в их борьбе идет разв-е. Все полно противор-й и живет в них. Против-я, не образ, ед-ва не явл. Диалект-ми их нельзя считать движ. силой разв-я. (белое и черное) Против-ти м. приход. в столкн-е лишь пост. поск. они обр. ед. целое в кот. один момент также необх. как др. При этом сами против-ти, выраж. уст-ть объекта – относит., а борьба между ними абсолютна. Против-е буквально озн. резкое рассогл-е в высказыв. о к.-либо предмете. В ходе рассуж-я могут появ. пары суждений, против. др. др Оба эти утв-я не м. б. истинны. Д. не м-д нагромож-я против-й. Без собл. правил формал. логики д. превр. бы в софистику. Дело д. – выявл. и разреш. против-й. Осн. типы против-й. Хаар-р противореч. зависит от специфики против-х сторон и от усл-й, в кот. осущ. их взаимод. И это взаимод. есть отнош. или несовм. и вражд. или дополн., обогащ. др. др. моментов и тенденций. Отс. многообр-е против-й. Различ. внутр. и внеш., осн. и неосн., антагонист. и неантагонистич. Взаим-е противоп-х сторон внутри дан. сис-мы, хар. внутр. против-е, выраж. состояние сис-мы, как опред. целост-ти. Кажд. сис-ма сущ. в рамках более сл. сис-м. Тогда, что Внеш. против-Е – взаимод. противоп-тей относ. к разн. сис-м (между организмом-средой, природой-общ-вом). Ясно, что понятия внеш. и внутр. против-я относ-ны. Именно Внутр. противореч. принадл. решающ. роль в разв. сис-мы. Внешн. против-е может посл. толчком, но прежде чем стать истин. силой разв-я оно д. перейти во внутр. стр-ру объекта. (адапт. организма к внеш. среде), д. выраб. нов. кач-во, кот. вступает со внутр. против-м с исход. кач-м. Т. о. внеш. всегда действ. через внутреннее. В ряду внутр. против-й выд. главные и неосновные. Основное-сущностное прот-е–оно связ. с глубинными, лежащ. в осн. этой сис-мы формами взаимод. против-й. Антагонист. против-я – взаим. между непримир. враждеб. силами. 2.Отриц. отрицания хар-ет переход от одного этапа разв. к др., при чем кажд. посл. этап отриц. предыд-й. всякая конеч. сис-ма, развив. на основе ед-ва и борьбы против-тей проходит ряд внутр. связ. этапов. Эти эт. выражают неодол-ть нового и спиралевид. хар-р разв-я, кот. прояв. в извест. повторении на высш. ступени разв-я некот. черт исход. стадии общ. цикла. Разл. 3 вида о.: формально-логическое, метафизич., диалектич. В обыд. жизни и в своей деят-ти мы употр. предл-я утвержд. или отриц. хар-ра. Материалист. Д. интер. такие отриц-я, кот. служат усл-м и моментом разв-я. В этой связи несостоят. яв-ся метафизич. понимание о. В рамках метафизики О. - полное, абсолют. уничт-е того, что сущ-ет или сущ-ло (смена эпох, теорий). Гносеологич. корни такого поним. о. кроются в непризн. наличия против-й у предметов. Прич. их разв-я или не рассм. или свод. к действию внеш. сил. Осн. содер-м диалект. о. яв-ся 2 момента: уничтожение, отмирание старого, отжив. и в то же вр. сохр-е положит., способ. к разв-ю зарожд. нового. Гл. прич. о. служит возникн-е, разв. и разреш. противоречия. Ни в одной обл-ти не может происх. разв-я не отриц. своих прежн. форм сущ-я. Возник. фил. школ, смена формаций, созд. новых науч. теорий – все это свид-ва диалект. о. Хар-ные его призн.– объект-ть, имманент-ть(самоотриц.), абсолют-ть, конкр-ть (в см. опред. способа о. и в см. ед-ва противоп-тей – уничт-я и сохр-я), результат-ть – д. возникнуть что-то новое. Т. о. диалек. о. выст. как выражение связи нов. со старым, преемств-ти в разв-и. Во всяком диал. о. объед. такие действия, как унич. старой формы, переделка содер. с сохр. и разв. всего жизнесп-го. З. о.о. предп: 1.повтор-ть в процессе разв-я. 2.возврат к исход. полож-ю на более высок. ступени. 3.относит. заверш-ть конкр. циклов разв-я. 4.несвод-ть разв-я к движ. по кругу. В этом сущность рассм. закона. Если первое кач-во отриц. вторым, а вт.-тр., то, след, у перв. и тр. д. б. нечто общее, что существ. отличало бы его от среднего. Этот процесс Гегель Назвал о. о. 3.Переход колич. отношений в качеств. Выраж. взаимосвязь колич. и кач. изм-й. Кач. из-я могут происх. лишь путем кол. убавл-я или увел. материи или движ-я. Накопл. кол. из-й в предмете прив. к скачкообр., кач. из-ю, а возник. новые кач-ва оказ. в св. оч. обратное возд-е на протек. соотв-х кол. из-й. З. п. кол. в кач. хар-ет процесс разв-я с его внут. стороны, он пок. каким обр. происходят из-я и их механизм. Скачок-процесс корен. из-я данного кач-ва, надлом старого и рожд. нового. Люб. скачок хар-ет переход. момент в развитии. В св. природе он против-в, ибо свид-ет и о зарожд. нового и о сопрот-и старого. Скачки м. совершать быстро и медл. Примером резк. скачка яв-ся взрыв топлива при достиж. его кол-ва критич. ур-ня. Примером медл-х – эвол-я жизни на земле, где постеп. форм. новые виды раст. и ж-х и идет их медл. разв-е, обр-е нефти и угля. Скачок м. б. также рез-м возник. частичных скачков, при достиж. их кол-ва опред. ур-ня происх. общий скачок. Общ. скачок- это решающ. поворот в разв-и, это как бы подведение итога тому, что происх. раньше. Хар-р скачка зав. от природы развив. объекта, от усл. его разв-я, от присущ ему внутр. и внеш. прот-ий. А поск. все это крайне разнообр., пост. многообр. и формы скачков. Принципы: 1. Пр. системности, пр. развития. Сис-ма – это целост. сов-ть эл-в, в кот. все эл-ты наст. тесно связаны др. с др., что выст. по отнош. к окр. усл-м и др. сис-м как ед. целое. Люб. сис-ма есть нечто целое, предст. собой ед-во частей. Слож. сис-ма – сис-ма, эл-ты кот. сами рассм. как сис-мы. 2.Пр. развития. Развитие-это определ. направл-е, необрат. из-е объекта: или от старого к нов., или от прост. о к слож., от низш. ур-ня ко все более высокому. 3. Пр. детерминизма. Реал. природные, обществ. и психич. явл-я детермин-ны, т. е. возн., развив. и уничт. закон-но, под возд. тех или иных причин. 1. Совм. негатив. и позит. д. 2. Понятийный аппарат совр. д. принято не делить отд. на з-ны и катег., а рассм. их в ед-ве как сис-му хар-к всех слож. объектов. 3. Катег. Д. сегодня тракт. не как основопол., раз и навсегда установл. з-ны объективно развив. мира, а как методолог. принципы науч. иссл-й и практ. деят-ти взаим. развив-хся мир. процессов.

Категории: 1.сущность и явление. 2.содержание и форма. 3.кач-во и кол-во. 4.единичное и общее. 5.причина и следствие. 6.необх-ть и случ-ть. К.-это формы отраж. в мысли универс. законов объект. мира. Это наиб. общие фундамент. понятия той или ин. науки, ф. Кажд. из к. отражает к.-либо общ. з-н, пр. бытия сущего, а все вместе ни охв. мир как целое, отнош. Ч. к миру. Ед. сис-ма к. отражает ед-во мира, всеобщ. связь, взаимод. и разв. вещей. Порядок располож. К. основ. на учете возраст. слож-ти объект. связей и движ-я познания от прост. к слож. Явл. рез-том отражения объект. мира в процессе его практ. преобр-я, к. стан. ср-м познания дейст-ти с целью ее дальн. более шир. и более глуб. преобр-я. След., к. играют бол. методолог. роль в н-ке. Единичное - это объект во всей совок-ти присущ. ему св-в, отлич. его от всех др. объектов и сост. его индивид., кач. и кол. опред-ть. Единич. фикс-ет индивид-ть предмета, его своеобр-е, пространств. и врем. опред-ть. Лишь сравнивая 2предмета, яв-я между собой, можно выяв. своеобр-е кажд. из них. Общее – это единое во многом. Ед-во может выст. в форме сходства или общности св-в, отнош. предметов, объед. в опред. класс, множество. Общ. св-ва и отнош. вещей позн. на основе обобщ-я в виде понятий и обозн. нарицател. именами: “ч.”, “растение”, “закон”. В кажд. единичном заключ. общее как его сущ-ть. Предметы могут обл. разл. степенью общ-ти. Единич. и общее сущ. в единстве. Общее не сущ. до и вне единич., точно так же единич. не сущ. вне общего. Их ед-во - есть особенное. Тот или ин. предмет приобр. конкр. форму своего сущ. в зав-ти от того процесса, в движение кот. он оказыв. вовлеченным. Д. единич. и общего отраж. в языке, облад. мощной спос-тью обобщения. Речев. выражение индив-х, неповт. ситуаций, чел. опыта стирает черты индив-ти, перев. их в статус общего. Сущность – это гл., осн., опр-щее в предмете, это сущ. св-ва, связи, противор. и тенденции разв-я объекта. С. – нечто лежащее за пределами непосред. воспр-я. Явление – это внеш. обнар-е сущ-ти, форма ее проявл-я. В отл. от С., кот. скрыта от взора ч. явл-е лежит на повер-ти вещей. Но я. не может сущ. без того, что в нем яв-ся, т. е. С. С. обнаруж. в массе явлений. В одних явл-х с. выступает полно и “прозрачно”, а в др. наоборот. Я. и с. диалектич. взаимосв. противоп-ти. Они не совп. др. с др. Иногда их несовп-е носит ярко выраж. хар-р: внеш., поверх. черты предмета маскируют, искаж. его суть. В таких случ. говорят о видимости, кажимости. Одно из них предп. др. Диал. хар-р этих понятий сказ. и в их гибкости, относит-ти. Понятие с. не предп. какого-то жестко фиксир. ур-ня реал-ти или конкр. предела познания. Чел. познание движ. от я. к с., углубл. далее от с. первого порядка к с. вт. порядка и т. д., все основат. раскр-я причин. связи, законом-ти, тенденции изм-я, разв. тех или ин. обл-тей дейст-ти.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить