Методические указания по философии
  • Регистрация
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 4.50 (4 Голоса)

Национальный Университет Биоресурсов и Природопользования Украины

«Прибрежненский аграрный колледж»

Методическая разработка лекционного занятия № 4

По дисциплине «Основы философских знаний».

Тема: « Философия Нового времени»

Курс : 1

Семестр: 2

Специальность :

5 09010201 « Производство и переработка продукции животноводства»

509010103 « Производство и переработка продукции растениеводства» Количество учебных часов : 2

Разработал преподаватель - Лозовская Т. Н.

Рассмотрено и одобрено на заседании ЦК

Общеобразовательных дисциплин

Протокол №----- от «---»---------------- 2010г.

Председатель ЦК-------------В. М. Прохненко

С. Прибрежное 2010 г.

Тема: Философия Нового времени

 

Содержание рабочей учебной программы :

Качественно новое направление философии в эпоху ранних буржуазных революций в Европе. Поиски продуктивного метода познания. Философское объяснение новой картины мира ( Бэкон, Декарт, Спиноза, Лейбниц, Локк, Беркли, Юм). Сенсуализм и рационализм как альтернативные принципы познавательного процесса.

Механистический характер философии XVIIIв. Новый философский идеал в философии Просвещения. Проблема свободы человека и пути ее социального освобождения.

Классическая немецкая философия. Моральный смысл ограничения человеческого разума. Основные принципы теории познания и «категоричный императив» И. канта. Фихте о роли философии в научном познании. Философия человеческого «Я». Шеллинг о тождественности бытия и мышления, материи и движения, объекта и субъекта.

Система философии Гегеля. Гегелевская диалектика. Этические и эстетические взгляды Гегеля.

Антропологический материализм Фейербаха. Философия Маркса и Энгельса. Материалистическая диалектика.

Количество часов : 2

Форма проведения : лекция

Цели: - ознакомить с основными направлениями западноевропейской философии

- формировать умение последовательно, логично, четко излагать теоретические знания, анализировать и давать научную оценку философским учениям

- воспитывать уважение к выдающимся мыслителям прошлого, идеи которых способствовали дальнейшему развитию науки.

Межпредметные связи :

№ п/п

Дисциплины

Знать

Уметь

1.

Обеспечивающие:

Культурология

Особенности развития культуры Нового времени

Уметь выделять характерные черты культуры Нового времени

2.

2.1.

2.2.

Внутрипредметная интеграция:

Тема: «Философия как специфический тип знаний»

Тема : « Философия Средних веков и эпохи Возрождения».

Основные принципы мировоззрения, материализм, идеализм.

Скептицизм, догматизм, дуализм. Средневековая схоластика. Научные открытия эпохи Возрождения, достижения эпохи Возрождения

Уметь пользоваться научной терминологией, сравнивать, сопоставлять философские идеи разных исторических периодов.

Учебно-методическая литература:

Основная:

1. Ерохина Н. М. Основы философских знаний. Учебно-методическое пособие, 2006.- С. 33-43.

2. Жуков Н. И. Философия.-Мн.: ООО»НТЦАПИ», 1996.- С.46-48, 50-54.

3. Кальной И. И. Философия. Учебное пособие.- Симферополь: Бизнес-Информ, 2002. - С.97-100, 105-115.

4. Радугин А. А. Философия : курс лекций.- М.: Центр, 1997. С.92-97, 111-128.

5. Философия. Саправочник студента. – М.»Слово», 2000.- С.134-138, 140-164.

Дополнительная :

1. Кононович Л. Г. Философия : учебное пособие для студентов вузов.- Ростов-на-Дону: «Феникс», 2000.- С. 70-75.

2. Петрушенко В. Л. Філософія:2002.- С.144-160.

3. Спиркин А. Г. Основы философии.-М.: Политиздат, 1988.- С.60-66.

Основные понятия : рационализм, эмпиризм, дуализм, сенсуализм, индукция, дедукция.

Личности этого периода : Бэкон, Гоббс, Декарт, Спиноза, Лейбниц, Беркли, Локк, Юм, Дидро, Руссо, Вольтер, Кант, Фихте, Фейербах, Гегель, Шеллинг.

Ход занятия:

1.  Орг. момент

1.Проверка готовности аудитории и группы к проведению занятия.

2. Проверка отсутствующих студентов на занятии.

2. Проверка изученного по предыдущей теме методом фронтального опроса и методом тестирования.

- Назовите хронологические рамки периода Средних веков

- Как изменилась картина мира в средневековой философии по сравнению с античным этапом?

- На какие периоды делилась средневековая философия, назовите основных христианских мыслителей?

- В каких формах выражалось влияние античной философии?

- Назовите основные проблемы, решением которых занималась философия средневековья ( вопрос об истолковании бытия: существует ли мир вечно или он сотворен Богом; соотношение веры и знания, теологии и науки; спор номинализма и реализма).

Тесты ( приложение)

3.Актуализация опорных знаний методом фронтального опроса.

- Какие важнейшие открытия в области естественных наук вы можете назвать?

- Как вы думаете, какие науки послужили импульсом для развития философии Нового времени?

Известные философы того времени нередко были великими природоисследователями и математиками

- Назовите философов эпохи Возрождения ( Джордано Бруно, Томазо Кампанелла, Галилео Галилей).

4. Мотивация учебной деятельности студентов методом сообщения.

Философию связывают с мудростью.

Прослушайте наставление известного мудреца.

Увы, от мудрости нет в нашей жизни прока,

И только круглые глупцы – любимцы рока.

Общаясь с дураком, не оберешься срама.

Поэтому совет ты выслушай Хайяма:

Яд, мудрецом тебе предложенный, прими,

Из рук же дурака не принимай бальзама.

Нет ничего могущественнее слова. Оно становится неотразимым, когда говорится умело, убедительно и вовремя.

В своей практике руководители, бизнесмены, политики, общаясь с подчиненными, коллегами, аудиторией, всякий раз, вступая в процесс общения и обмена мнениями, прибегают к многочисленным средствам, чтобы подчеркнуть правильность, весомость своего высказывания.

Какими же средствами и методами пользовались философы Нового времени? Каковы их мысли и афоризмы сегодня нам предстоит узнать.

Я Вам желаю внимательно слушать высказывания философов и смело использовать их в общении, для своего самосовершенствования, выбирать себе афоризм дня и Вы поймете, что для мудрого человека каждый день открывается новая жизнь.

Афоризмом нашего дня будет :

Особенностью живого ума является то, что ему нужно лишь немного увидеть и услышать, для того чтобы он мог потом долго размышлять и многое понять.

Дж. Бруно ( слайд)

1.  Сообщение темы, целей, задач. ( слайд), ключевые понятия темы

( слайд), план ( слайд)

2.Практическая значимость изучаемого материала.

5. Сообщение новых знаний методом демонстрации.

План.

1.  Эмпиризм и рационализм в философии.

2.  Концепция субстанции в философии.

3.  Философия Просвещения.

4.  Классическая немецкая философия.

В духовный мир человека 17-18вв. проникают идеи прогресса.

( предпосылки) ( слайд)

В Новое время развитие техники и естествознания требовало освобождения от оков религии. (слайд)

Центральной проблемой философии становится Познание, а его отношение к изучаемым материальным предметам – стержнем новых философских проблем. Философия начинает развиваться в диалоге с разными науками, формируются новые философские дисциплины, такие как антропология, история философии, методология, Гносеология. ( слайд)

Появляются новые философские концепции – Рационализм – главным источником знания считаются идеи, т. е. мысли и понятия.

Другая концепция – Философский эмпиризм. Его представители утверждали, что все знания возникают из опыта и наблюдений.

Их называют универсальными методами познания. (слайд)

1.

¶ Философом, который положил начало философии Нового времени был английский мыслитель Френсис Бэкон, философ-материалист, лорд-канцлер Англии, непримиримый враг схоластики, родоначальник опытной (экспериментальной науки), представитель эмпиризма. ( слайд)

В 18 лет приехал в Лондон без средств к существованию.

Девиз : «Знание – сила». Его называли баловнем судьбы. Был лордом, хранителем королевской печати, гениальным дипломатом, оратором. Взгляды Бэкона сформировались на основе достижений натурфилософов Возрождения.

В его работах – «Новый Органон», «Новая Атлантида» четко прослеживаются главные принципы:

«Основа могущества – есть разум человеческий».

«Знание есть высшее могущество».

« Мы можем господствовать над вещами и явлениями только тогда, когда их познаем».

Бэкон считал, что «Исследователь не должен, как муравей, собирать в одну кучу факты, однако он не должен, подобно пауку, из себя тянуть нить умозрительных мыслей и заключений. Его идеал – ученый, как пчела, собирающая нектар и делающая из него мед».

Для него главное – Индукция. ( на доске)

Считал, что познанию мира мешают предрассудки нашего ума, нашего сознания. Эти предрассудки, фикции ума, Бэкон называет идолами. Он выделял четыре типа заблуждений человеческого ума:

( слайд?)

Идолы рода – врожденные, вытекают из естественного несовершенства человеческого разума ( человеческая сущность, желания, влечения)

Идолы пещеры – Тоже врожденные, тоже обусловлены естественными недостатками человеческого разума, но в отличие от идолов рода, имеют индивидуальный характер. Каждому человеку присуща своя « пещера», собственная природа, воспитание и образование и, следовательно, свои заблуждения.

Идолы рынка – это уже «приобретение» человека, их источник – общение людей, выбор ими тех или иных понятий. Плохой или неправильный выбор слов и понятий мешает общению людей, мешает и разуму.

Идолы театра Коренятся, по Бэкону, в современных философских школах, в навязываемых ими представлениях, суждениях, концепциях. Это слепая вера в авторитеты, ложные мнения.

По мнению Ф. Бэкона, идолы театра являются наиболее вредными, наиболее опасными.

Философия Бэкона оказала огромное влияние на современное естествознание и последующее развитие философии.

(слайд)

¶ Яркой фигурой в философии XVIIв. был Рене Декарт - французский философ и математик, основатель классического Рационализма. В отличие от Бэкона, обращался не к опыту, а к Разуму. Был экспериментатором и исследователем, крупнейшим ученым. Своей задачей ставил создание философии на основе математики.

« Действительно лишь то, что понятно; во внешней природе понятно лишь математическое, следовательно, лишь математическое по своей внутренней природе действительно».

«Место рождения философии – в голове уединенного математика»

Его главное произведение – «Принципы философии». Как и Бэкон, Декарт критиковал схоластику и теологию. Однако если Бэкон делал это с позиций эмпиризма, то Декарт – с позиции рационализма. В теории познания Декарт выдвинул важный методологический прием – сомнение. Этот прием опирался на принцип : «Мыслю, следовательно, существую»(Cogito Ergo Sum).

Критиковал Сенсуализм.

Дуализм ( двойственность)

« Есть много знаний, но нет единства знаний»

« Неправильные знания порождают неправильное деяние».

« Ключ к жизни в чистоте мысли».

Сформулировал 4 правила метода - Правила истинного, достоверного познания:

- не принимать никогда любую вещь за истинную, если ты ее не познал как истинную;

- разделить каждый из вопросов на необходимое количество частей, чтобы эти вопросы лучше разрешить;

- свои идеи располагать в последовательности, начиная с предметов легко познаваемых;

- в процессе логического хода мысли не совершать никаких пропусков в своих рассуждениях. ( напоминает правила выполнения Д\з)

Аксиомы- Дедукция, интуиция - предпосылки рационализма Декарта.

( на доске)

Томас Гоббс – английский философ-материалист. Отверг дуализм Декарта.

Гоббс характеризовал свою философию как Рациональное познание. Основные принципы : Физика, Антропология, Учение о государстве.

«Познание опирается на чувственный опыт, ощущения – основной источник наших знаний». Обращаясь к проблемам человека, Гоббс считал, что успех в реализации желаний доставляет ощущение счастья

( разумный эгоизм). Решающим средством для достижения целей человека видел власть.

« Общество есть война всех против всех».

- Назовите философов направления эмпиризма. ( Бэкон, Гоббс)

Рационализма ( Декарт, Спиноза, Лейбниц) – более подробно во 2 вопросе

2.  Что такое субстанция? (слайд)

¶ Учение о Субстанции ( Всеобщей основы существующего, абсолютное начало) это понятие легло в основу философской системы Бенедикта Спинозы – голландский философ - рационалист, родоначальник новой философии. Проклят еврейской общиной, всю жизнь скитался.

Мысль шла от Бэкона к Декарту, от Декарта к Спинозе через промежуточные звенья.

Идеи Спинозы были открыты через 100лет после его смерти.

Субстанция вечна, бесконечна и неизменна.

Учение о страстях «Там где господствуют страсти – разум спит»

Философия пропитана мистицизмом.

«Бессмертия не существует – душа умирает вместе с телом».

Его философская система – яркий пример концентрации философских вопросов вокруг проблемы человека, человеческих эмоций, человеческого счастья.

¶ Учения о субстанции как формы учения о бытии придерживался Готфрид Лейбниц – немецкий философ – рационалист. Наряду с Ньютоном, ему принадлежит заслуга разработки методов исчисления бесконечно малых величин, методов дифференциального и интегрального исчисления.

Суть его философских построений – теория монад как духовных субстанций Вселенной и теории познания. Всякая отдельная монада есть и душа и тело. Высшая монада – Бог. Монадология – гармония, вечное самодвижение.

«Любая вещь – субстанция, число субстанций бесконечно».

« Все вещи – силы».

Значительные изменения в научной и философской картине мире произошли в эпоху Просвещения и Немецкой классической философии.

3. (слайд)

Эпоха Просвещения 18в. явилась важным поворотным пунктом в духовном развитии человечества. Это логическое продолжение духовных ценностей, передовой мысли стран Европы 17вв.

Джон Локк – представитель английского Просвещения. Его идеи получили четкое, ясное изложение.

Вслед за Бэконом разрабатывал эмпирическую линию в философии. Центральный вопрос его философии – Как далеко простирается познавательная способность человека?

Выработал 4 истины:

- Что есть человек

- Что я должен знать как человек

- Что я должен делать как человек

- На что я должен надеяться

Подобно тому, как тело является в мир совершенно нагим, так и душа совершенна чиста.

« Наше сознание – чистый лист бумаги, точнее чистая доска

( Tabula Rasa)». Жизнь и опыт рисует свои отпечатки на этой доске.

Основатель Сенсуализма (Sensus – чувство). Продолжатели - Джонатан Беркли и Дэвид Юм.

¶ Дидро, Ламетри, Гольбах, Гельвеций – французские материалисты.

Создали развернутое учение о природе, о материи и движении как предмете философии. Перед философией была поставлена задача исследовать, опираясь на данные всех областей научного знания, общие законы, по которым развивается мир.

К выдающимся мыслителям философии Просвещения относятся:

Вольтер – продолжатель сенсуализма Локка. Выступал против дедуктивно-рационалистичекого метода. « Деревья не выходят из-под земли, покрытые листьями и плодами, точно так же идеи не даны человечеству в готовом виде».

Руссо – обращал свои вопросы на свободу и равенство, проявлял интерес к частной собственности, отстаивал идеал демократического государства.

Более подробно этот вопрос Вы рассмотрите самостоятельно.

 

4. (слайд)

Чрезвычайно важный этап в истории мировой философской мысли – немецкая классическая философия. Этот этап охватывает более чем столетие – от последней трети 18в до последней трети 19в.

Она связана с предшествующим этапом философского развития в Европе – философией Нового времени.

Взгляды Локка, Декарта, Лейбница, Руссо оказали влияние на представителей немецкой классической философии.

Великие имена философов-немцев этого периода : Иммануил Кант, Иоганн Фихте, Фридрих Шеллинг, Георг Гегель, Людвиг Фейербах.

Несмотря на оригинальность и своеобразие этих мыслителей, немецкую философию рассматривают как единое духовное образование.

¶ И. Кант – основатель немецкой философии.

Очень уникальный человек, с большой силой воли. Всю жизнь прожил в Кеннегсберге. В 15 лет составил план и следовал ему всю жизнь ( сверяли часы).

« Поступай так, как если бы максима твоего поступка посредством твоей воли должна была стать всеобщим законом природы».

Напоминает Конфуция.

¶ романтики иенской школы – Фихте, Шеллинг, Гегель подвергали пересмотру кантовское понятие.

Этот вопрос Вы также разберете самостоятельно.

6. Закрепление новых знаний методом опроса ( групповая работа) после изложения материала.

Распределение по группам ( пересадка, распределение номеров) ( слайд)

Внимательно прочтите правило. (слайд)

На столах у Вас портреты философов, цитаты, тезисы из основных направлений литературы.

Выполните задания :

1.  Соотнесите данные портреты философов с направлениями, согласно Вашей группе ( рационализмом, эмпиризмом, сенсуализмом, философией Просвещения, Немецкой классической философией).

2.  К найденным философам выберите из приведенного списка их высказывания и цитаты.

3.  Подберите к философам тезисы из основных направлений литературы.

4.  Проанализируйте, сделайте вывод и сообщите.

Обратите внимание! В каждом из заданий зашифрованы буквы, если вы правильно, по порядку все выполните, Вы получите слово, соответствующее направлениям литературы.

Подсказка – жанры литературы.

Заполните его в квадраты.

Время – 10минут.

1-рационализм, Декарт, Спиноза, Лейбниц, классицизм – Трагедия

2-эмпиризм, Гоббс, Бэкон, реализм - Повесть

3-сенсуализм, Локк, Беркли, Юм, сентиментализм – Проза

4-Просвещение, Дидро, Вольтер, Руссо, натурализм – Роман

5-Немецкая, Фейербах, Фихте, Гегель, Кант, Шеллинг, романтизм –Лирика

7.  Подведение итогов занятия.

1.Обобщение изложенного материала.

- С какими новыми философскими направлениями Вы сегодня познакомились?

2. Заключительная беседа.

- Как называется философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей? (Рационализм)

- Дуалистическая философия характерна для? ( Декарта)

- все знание человека основывается на опыте - основное утверждение?

( Эмпиризма)

- Направление, считающее единственным источником наших знаний о мире чувственный опыт – ( сенсуализм)

- Основным методом научного познания по мнению Бэкона должна стать –

( индукция)

- Философ, взявший за основу бытия так называемые монады – ( Лейбниц)

- Какая страна была центром европейского Просвещения ( Франция)

- Кто явился основоположником немецкой классической философии?

( И. Кант).

3.  Оценивание.

8.  Выдача заданий для самостоятельной работы. Домашнее задание.

Д\З - Выучить основные направления, терминологию, знать представителей этих направлений.

- Подобрать цитаты, интересные факты из биографии философов этого периода.

Объяснение заданий для самостоятельной работы

Литература ( слайд)

1) Выписать особенности формирования философии Просвещения во Франции 18в. и ответить на вопросы:

- Кто из французских философов 18в. подробно развивал мысль о неуничтожимости материи? ( Дидро)

- Какими существенными свойствами должна обладать материя по мнению французских материалистов? ( Протяженность тела, его подвижность, делимость, твердость, тяжесть, силу инерции).

- Объясните понятия «атрибут материи», «детерминизм».

- Что Вольтер называл «первым источником познания»? ( Ощущения).

- В чем главная заслуга Вольтера? ( Борьба с церковью).

- К чему призывал Руссо? (к свободе).

- Какая теория явилась важным элементом взглядов Руссо и в чем раскрывается ее идея? (теория общественного договора, идея о естественном происхождении государства).

2) Составить сообщения о немецких философах и ответить на вопросы:

- На какие два периода делится все творчество Канта? ( докритический, критический)

- Каким вопросам уделял Кант в первый период? ( естествознания и философии природы).

- Выпишите произведения Канта ( «Критика чистого разума», «Критика способности суждения» и др.)

- Объясните понятия, согласно учению Канта : феномены, наумены, трансцендентальный субъект, априорный и апостериорный.

- Какие три идеи по мнению Канта образует разум? 9 о душе, о мире, о Боге).

- Как рассматривал Кант понимание сущности нравственности ( регулятор поведения, добрая воля, моральный закон, долг, Максима, категорический императив)

3) Составить таблицу:

Немецкие мыслители

Основные идеи, мысли, цитаты

Фихте

 

Шеллинг

 

Гегель

 

Фейербах

 
Методическая разработка лекционного занятия Философия Нового времени. - 4.5 out of 5 based on 4 votes

Комментарии  

+2 #1 О.А 04.03.2015 16:43
ОЧЕНЬ НУЖНА ЭТА ПРЕЗЕНТАЦИЯ, ПОЖАЛУЙСТА, СКИНЬТЕ
Цитировать

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить