Статьи по филологии
  • Регистрация
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 0.00 (0 Голоса)

ПРЕДМЕТНО-СМЫСЛОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВЕСНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА КАК метод обучения

Не секрет, что отношение студентов аграрных вузов к дисциплинам социально-гуманитарного цикла часто носит формальный характер вынужденного изучения. Основные причины такого отношения очевидны. Во-первых, значительная удаленность гуманитарных знаний от задач профессиональной подготовки будущих агрономов, инженеров – механиков, ветеринарных врачей и т. д. Во-вторых, далеко не всякому преподавателю – гуманитарию удается увлечь студентов своим предметом, прежде всего из-за отсутствия педагогического опыта и мастерства. Особенно сложно обеспечить мотивацию учения, интерес к освоению указанных дисциплин тем, кто только начинает свою педагогическую деятельность. Именно этим преподавателям в первую очередь адресована настоящая статья.

Как организовать процесс обучения, чтобы он увлек студентов? Какие факторы могут повлиять на появление и развитие у них интереса к изучению “непрофессиональных” дисциплин? Выделим два таких фактора. Во-первых, нестандартный, нетрадиционный характер учебно-познавательной задачи, решение которой невозможно лишь на основе информации из учебника, задачи, которую объективно невозможно решить без интеллектуальной самостоятельности и творческой активности студентов. Во-вторых, необходимо ясное понимание студентами практического смысла этого решения, прежде всего, соотнесенности с будущей профессиональной деятельностью. Учитывая названные выше факторы, следует искать такие методы обучения, применение которых предполагает развитие у студентов интеллектуальных способностей определенной направленности и творческой активности, объединяющий гуманитарную и профессиональную подготовку. Заметим, что такой метод недостаточно определить как метод проблемного обучения.

Среди множества определений методов обучения выделим данное А. М. Столяренко. Методы обучения он рассматривает как “способы упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучающихся, направленные на достижение целей обучения с образовательным, воспитательным и развивающим эффектом” [1; с.324]. В данном определении особенно важна мысль о том, что методы обучения должны учитывать необходимость реализации всех трех основных функций процесса обучения. Однако не всякий метод обучения в равной степени обладает образовательной (учебной), воспитательной и развивающей направленностью и потенциалом. При изучении специальных, профессионально ориентированных дисциплин преимущественное внимание уделяется учебным задачам, а воспитательные и развивающие, чаще всего, оказываются на периферии сознания как преподавателей, так и студентов. Иная психолого-педагогическая ситуация должна создаваться при изучении гуманитарных дисциплин. Необходимо, чтобы субъекты процесса обучения отчетливо осознавали его воспитательную и развивающую роль. Для этого в самой структуре метода обучения эта роль должна быть “запрограммирована”.

Проводя исследовательскую работу по теме “Влияние активизации воспитательной функции обучения на эффективность усвоения гуманитарных знаний”, кафедра языковой и психолого-педагогической подготовки ЮФ НУБиП Украины “КАТУ” в экспериментальном порядке апробировала разные методы обучения с точки зрения их воспитательного и развивающего потенциала.

Предметно-смысловой анализ художественного образа, направленный на выявление в его содержании обобщенной, жизненно важной информации, в том числе – профессионально значимой, может рассматриваться как метод обучения, который позволяет в равной мере активизировать все три функции процесса обучения.

Разумеется, речь идет не о филологическом или искусствоведческом анализе художественных образов, а о таком интеллектуальном действии, которое позволяет выявить полезные результаты образного познания мира, осмыслить коллективный или индивидуальный опыт в той или иной сфере жизни, в частности, преподавательской. Данный метод обучения позволяет студентам освоить определенные гуманитарные знания, развить умения выполнять интеллектуальные действия и операции, значимые и для будущей профессиональной деятельности, обогатить мировоззрение и нравственную сферу личности. По сути, в структуру названного метода обучения включается такой метод воспитания, как “погружение в мир народных традиций, фольклорного творчества, чтение художественной литературы” [2; с.41].

Ниже мы опишем использование метода предметно-смыслового анализа художественного образа в педагогическом аспекте при изучении магистрантами ЮФ НУБиП Украины “КАТУ” дисциплины “Психолого-педагогические основы преподавательской деятельности в вузе” (далее ППОПДВ).

В контексте изучения тем “Возникновение педагогики и основные этапы ее развития” и “Предмет педагогики как науки” проводится практическое занятие “Опыт народной педагогики в русских пословицах и поговорках”.

Цель занятия – выработать умение анализировать педагогический опыт народа, обобщенный в образной форме, выявить его конкретный смысл путем соотнесения предметного содержания образа с категориями “воспитание”, “обучение”, “образование”, “развитие” и другими понятиями, значимыми для педагогической практики и науки. С учетом того, что доминирующим видом мышления при осуществлении профессиональной деятельности специалистов аграрного, агротехнологического и технического профиля является наглядно-образное мышление, активное использование образности в обучении (не отождествлять с наглядностью) можно рассматривать как элемент методики профессиональной подготовки студентов.

Подготовка и проведение практического занятия включает в себя следующие этапы:

1) разработка методических указаний и рекомендаций;

2) консультации студентов;

3) самостоятельная работа студентов под методическим руководством преподавателя;

4) заполнение студентами таблиц, данных в методических указаниях;

5) обсуждение выполненных заданий на практических занятиях, выступление всех студентов группы со своими версиями педагогического значения и смысла предложенных пословиц и поговорок;

6) представление самостоятельно подобранных пословиц и поговорок с аналогичным содержанием.

В методической разработке к практическому занятию указывается тема (“Опыт народной педагогики в русских пословицах и поговорках”) и цель (“выработать умение анализировать педагогический опыт народа, обобщенный в образной форме, выявить его конкретный смысл”).

План занятия:

1.  Отражение народной педагогической мысли в русском фольклоре, в частности, – в пословицах и поговорках (сообщение до 10 минут).

2.  Пословицы и поговорки с общими педагогическими значениями: необходимости воспитания воли, самостоятельности, потребности делать добро; нравственная сила учения; жизненная ценность знаний и обязательность их обновления и пополнения.

3.  Многообразие педагогических значений и смысла пословиц и поговорок (далее – “ПП”).

В начале методических указаний даны определения, с помощью которых можно будет выявлять и анализировать педагогическое содержание пословиц и поговорок.

Педагогическое значение ПП – это прямая выраженность в пословицах или поговорках мыслей о воспитании, самовоспитании, обучении, развитии человека и т. п. Например, “Всему учен, да только не изловчен” [3]. Педагогическое значение данной поговорки состоит в утверждении, что приобретение знаний должно сочетаться с выработкой умений и навыков, только в этом случае эти знания будут иметь жизненную, практическую ценность. Во многих ПП с педагогическим значением используются слова, выражающие педагогические понятия: “Учение красота, а неученье – сухота”; “Чему учился, тому и пригодился”; “И медведя люди учат” и т. п.

Встречаются ПП, в которых нет такого рода слов, но они также имеют педагогическое значение. Например, “У семи нянек дитя без глаза” Педагогическое значение этой поговорки выражает необходимость единства педагогических требований и ответственность воспитателей за воспитанников.

Педагогический смысл ПП – это соотносимость общего значения той или иной пословицы, поговорки со сферой педагогической деятельности, с мыслями о формах и содержании воспитания, обучения, развитие человека.

Например, “Дерево роняют туда, куда оно нагнулось”. В общем значении этой пословицы есть много смысловых граней, отражающих разнообразный жизненный опыт народа. Одна из таких граней имеет педагогическую содержательность: воспитывать, обучать человека следует с учетом его способностей, интересов, наклонностей и т. п. Такую грань в общем значении ПП мы называем “педагогическим смыслом”

Таким образом, если значения ПП изначально связаны с выражением мыслей о воспитании, обучении, развитии человека и на этой основе, как правило, получают более широкое социальное значение, мы используем термин “педагогическое значение” ПП. Если же пословица или поговорка возникла на базе иного социального опыта и в своем общем значении потенциально может содержать суждения о закономерностях педагогического характера, то в это случае мы оперируем понятием “педагогический смысл” ПП.

Используя методы дедукции и индукции, магистранты осуществляют мыслительные действия по определению у ПП:

1) общего значения,

2) педагогического значения;

3) педагогического смысла.

Работа над выявлением семантических “пластов” образно-афористичного языка пословиц и поговорок не только обогащает студентов народной мудростью, но и совершенствует умение осуществить различные логические операции (анализ, синтез, обобщение и т. д.). Как правило, особенно сложным оказывается точное выражение выявленных значений и смыслов. Студентам предлагается два задания. Суть первого задания состоит в том, чтобы подобрать к сформулированным типовым педагогическим значениям (смыслам) соответствующие ПП. Задание оформляется в виде таблицы. В правой колонке записано несколько типовых педагогических значений, к которым студенты должны подобрать по несколько соответствующих ПП, и записать их в левой колонке таблицы. Список пословиц и поговорок (не менее 30), прилагается к данной таблице. Для иллюстрации представляем часть такой таблицы 1.

Таблица 1

Пословицы и поговорки

Педагогическое значение или смысл ПП

Умел начать, умей и закончить.

Есть терпение, будет и умение.

И медведя люди учат.

Воспитанность воли – условие
успешного выполнения любого дела

Учись доброму, так худое на ум не пойдет.

Доброму везде добро.

Злую печаль развевай доброй мыслью.

Злое дерево и плод его злой.

Жесткий нрав не будет прав.

Учиться делать добро –
основа нравственного воспитания

В чужую дудку не надуешься.

Чужим умом не долго жить.

Всякая птица своим носом сыта.

Тот и господин, кто все может сделать один.

Самостоятельность – свойство
развития самодостаточной личности

На одном месте и камень мхом обрастет.

Ничего не смыслить, век киснуть.

Ученье красота, а неученье сухота.

Век живи, век учись.

Не насытится око зрением, а человек знанием.

Постоянно учиться – необходимое
условие развития, совершенствования
человека

Второе задание сложнее первого. Студент должен самостоятельно понять и сформулировать общий педагогический смысл (значение) тридцати предложенных ПП. Вот некоторые примеры выполнения этого задания (табл. 2).

Одна из тем учебной дисциплины “Психолого-педагогические основы преподавательской деятельности в вузе” – “Вузовская лекция”. В контексте изучения этой темы магистрантам выделяется задание на самостоятельную работу: прочитать седьмую главу романа Л. М. Леонова “Русский лес” и ответить на ряд вопросов, осмыслив содержание этой главы с педагогической, социально-экономической, нравственной и профессиональной точки зрения. Это задание выдается магистрантам разных специальностей, но особенно оно значимо для студентов лесного, садово-паркового и охотничьего хозяйства.

В седьмой главе романа “Русский лес” художественно изображен процесс чтения вводной лекции профессором И. М. Вихровым студентам первого курса Московского лесного института. Писатель создал образ талантливого ученого-лесовода, педагога, патриота, посвятившего свою жизнь борьбе с варварски истреблением зеленого друга, изучению путей разумного, цивилизованного лесопользования, подготовке молодых специалистов, профессионально и нравственно способных освоить эти пути. При выдачи задания мы акцентируем внимание студентов на моментах в творческой биографии писателя и истории создания романа, способах повысить интерес к его выполнению. В частности, рассказываем о том, что Л. М. Леонов сам глубоко и всесторонне изучил историю и теорию лесопользования в России, являлся горячим пропагандистом идеи бережного отношения к лесу и системного его возрождения. 28 декабря 1947 года в газете “Известия” была опубликована статья Л. М. Леонова “В защиту друга”, получившая громадный общественный резонанс и положившая начало широкому движению по охране природы. Отмечаем, что прототипами образа Вихрова стали выдающиеся отечественные ученые – лесоводы, в том числе профессор Таврического университета Г. Ф. Морозов (1867-1920), автор труда “Учение о лесе”. Памятник этому ученому установлен в Воронцовском парке г. Симферополя, на территории Таврического национального университета.

Таблица 2

Пословицы и
поговорки

Общее значение

Педагогический смысл
(значение)

Выше меры и
конь не скачет

Во всяком деле следует учитывать определенную меру, чтобы добиться разумных результатов

В обучении необходимо принимать во внимание способности учащихся, степень их подготовленности к усвоению новых знаний

Повторнье –
мать ученья

Повторное выполнение действий, операций совершенствует определенную деятельность

Повторение учебного материала – условие прочности усвоения знаний

Наука учит
только умного

Умение учитывать прошлый опыт, не допускать впредь ошибок при аналогичных обстоятельствах – признак умного человека

Формирование умений не повторять ошибок при выполнении “родственных” учебных заданий способствует умственному развитию учащихся

Ключ сильнее
замка

Для решения любой задачи следует найти прежде всего способ (принцип) ее решения

Обучение должно происходить так, чтобы учащиеся понимали суть учебного материала, принципы решения той или иной задачи

Недоученный
хуже неученого

Несовершенство в выполнении той или иной деятельности, ставшее для работника нормой, хуже, чем явные незнания и неумения выполнять определенную работу учеником

Человек, получивший некачественное образование, при выполнении профессиональной деятельности принесет больше вреда, чем пользы

На ретивую
лошадь не кнут,
а вожжи

Чтобы направить человека по правильному пути, следует научиться управлять, а не рассчитывать только на силу наказания, которое обычно оборачивается неудачей, бессилием

"Трудного” следует не наказывать, а найти к нему индивидуальный подход

Ниже приведем ряд вопросов-заданий, на которые студенты готовят письменные ответы в процессе работы над художественным текстом седьмой главы романа Л. М. Леонова “Русский лес” Первые три вопроса непосредственно связаны с анализом лекции как основного метода и формы организации обучения в высшей школе. В качестве источника теоретических знаний вузовской лекции в аспекте предложенных вопросов рекомендуется изучить подразделы “Типы лекций” и “Стиль лекций” в учебном пособии Лузана П. Г.: Методи і форми організації навчання у вищій аграрній школі. – К., НАУ, 2003., С. 110-117; 129-136.

1. К какому типу лекции относится лекция о русском лесе, прочитанная профессором Вихревым И. М.? Назовите ее типичные признаки.

2. Какие особенности речи и мышления характеризуют лекторский стиль Вихрова?

3. На лекцию И. М. Вихрова, предназначенную для первокурсников, приходили студенты старших курсов, преподаватели смежных дисциплин. Что в содержании и форме Вихровской лекции вызывало интерес к ней слушателей – независимо от уровня специальной подготовки?

4. Какие образные сравнения использует Л. М. Леонов для того, чтобы подчеркнуть значение леса, а также его роли в истории и культуре русского народа? Прокомментируйте содержание 2-3 образных сравнений с педагогической, социально-экономической, профессиональной точки зрения.

Например, “Лес является единственным, открытым для всех источником благодеяний, куда по доброте или коварству природа не навесила своего пудового замка. Она как ты вверяет это сокровище благоразумию человека, чтобы он осуществил здесь тот справедливо-плановый порядок, которого сама она осуществить не может” [4; с. 263].

Комментарий: лес из-за “открытости для всех” является наиболее ранимой частью природной среды. Человек через свое отношение к лесу раскрывает свою нравственную состоятельность или порочность: лес может стать “источником благодеяний”, а может выявить злые, корыстные цели людей.

5. Прокомментируйте следующее высказывание Вихрова: “Было бы неблагодарностью – не назвать и лес в числе воспитателей и немногочисленных покровителей нашего народа” [4, с. 265].

6. Какие этнокультурные особенности жизни, черты характера восточно-славянских народов профессор Вихров связывает с влиянием леса?

7. Где, по мнению профессора Вихрова, следует искать корни “нашего пренебрежения к лесу”?

8. Почему профессор Вихров сказал о “тревожном голосе Посошкова”, что “то была народная совесть века, коснувшаяся всех сторон гражданского бытия…” [4, с. 270].

9. Чему учит история русского лесопользования? Какие мысли и исторические факты излагает профессор Вихров по этому поводу?

10. Почему Л. М. Леонов устами своего героя называет Ивана Шишкина “отличным бойцом за русский лес”?

В заключении отметим два момента: во-первых, применение метода предметно-смыслового анализа художественных образов при изучении гуманитарной дисциплины значительно повышает интерес и творческую активность студентов; во-вторых, данный метод мы рассматриваем как элемент методики преподавания, основанной на системном использовании образности в процессе обучения.

Литература

1.  Столяренко А. М. Общая педагогика – М., 2006.

2.  Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика: Пособие для вузов. – С.-Пб., 2001.

3.  Пословицы и поговорки заимствованы из кн..: “Малые жанры русского фольклора, пословицы, поговорки, загадки”: Хрестоматия / Сост. Морохин В. Н. – М., 1979.

4.  Леонов Л. М. Русский лес: Роман. – М., 1974. – БВЛ, серия третья.

Аннотация

Предметно-смысловой анализ словесного художественного образа как метод обучения.

В статье обосновывается применения метода предметно-смыслового анализа словесного художественного образа, позволяющего активизировать воспитательную функцию процесса обучения при изучении гуманитарных дисциплин.

Анотація

Предметно-смисловий аналіз словесного художнього образу як метод навчання.

У статті обґрунтовується застосування методу предметно-смислового аналізу словесного художнього образу, що дозволяє активізувати виховну функцію процесу навчання при вивченні гуманітарних дисциплін.

Summary

The detail-semantic analysis of the verbal artistic image as a way to increase the efficiency of studying humanitarian disciplines at the agrarian higher educational institution.

In article the method of the detail-semantic analysis of a verbal artistic image which allows to make active educational function of training process at studying humanitarian disciplines is proved.

ГАВРИЛЮК В. Л., кандидат филологических наук (Южный филиал национального университета биоресурсов и природопользования “КАТУ”).

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить