Романо – германское языкознание
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 4.50 (1 Голос)

Индоевропейская семья языков

1. Развитие взглядов на состав индоевропейской семьи языков в XIXНачале XX вв.

2. Эволюция взглядов па индоевропейскую семью языков в связи с открытием тохарского и хеттского языков.

3. О лингвистической и этнической общности.

4. Классификация индоевропейской семьи языков.

I. Из более чем 2700 языков народов Земли языки индоевропейской семьи занимают исторически самую большую территорию – от северо-западной оконечности Европы до Китайского Казахстана и от Северного Ледовитого до Индийского океана.

Пытаясь восстановить первоначальное состояние любой семьи языков, лингвист неизбежно сталкивается с многими трудностями, главная из которых – отсутствие сведений о языке в древнейшую эпоху, когда имели место постоянные миграции племен и народов.

Предполагается, что в 3 тысячелетии до н. э. древние индоевропейцы занимали территории Центральной Европы. Это предположение основано на археологических данных, свидетельствующих о том, что Балканский и Апеннинский полуострова были колонизованы с севера. Заселение кельтами территории Франции и Британских островов произошло сравнительно поздно (ок. 500 г до н. э). Пиренейский полуостров был занят индоевропейцами лишь в римскую эпоху. На востоке индоевропейцы граничили с угро-финскими народами, центр экспансии которых лежал между Волгой и Уралом. Большая протяженность индоевропейской лингвистической общности свидетельствует о древности распадения некогда относительно единого языка-основы, на котором говорили индоевропейские племена, и о сложности процесса его дробления.

Еще А. Ф. Потт (1835 г.) различал пять подразделений индоевропейских языков: 1) индийские или арийские; 2) иранские; 3) греческий и латинский; 4) литовский и славянские; 5) германские, – объединяя их на основе культурных связей в историческую эпоху. Несколько позднее Ф. Бопп соединил древнеиндийский с древнеиранским, опираясь на их сходство.

К. Цейс (1837 г.) обнаружил ряд морфологических соответствий между немецким и славянскими языками, а с другой стороны, подчеркнул родство балто-славянских и индийских языков, указав на промежуточное положение балто-славянской группы. Вслед за ним Я. Гримм отстаивал тезис о близком родстве этих языков с немецким.

А. Шлейхер утверждал, что мерилом родства языков по происхождению может служить только их грамматический строй. В своей работе «Компендий сравнительной грамматики индогерманских языков» он выдвинул гипотезу о родословном древе индоевропейских языков и народов: (В эту схему албанский язык включен условно, на основании географического соседства с греческим. Армянский язык не представлен, так как считался одним из иранских диалектов).

И. Шмидт заменил родословное дерево представлением о волнах, которые, распространяясь концентрическими кругами, по мере удаления от центра постепенно ослабевают. Отчетливые границы языков возникают в результате исчезновения переходных диалектов: балто-славянские языки – связующее звено между немецким и арийским; греческий связан с латинским и арийским. Латинский язык связан с греческим, кельтским и германским. То есть, по утверждению Шмидта, если диалектальные переходы распознаваемы, то языки сохраняют свое первоначальное расположение относительно друг друга. Исходя из этого, отрицаются переселения пародов на значительные расстояния, что вступает в противоречие с историческими фактами.

Было замечено, что палатальному k(h) в греческом, латинском, кельтских, германских языках соответствует s(s) в балто-славянских, арийских, армянском: так, например, числительное 100 в латинском – centum, а в древнеиранском - satəm. Отмеченные этим различием группы Брадке (1888 г.) назвал условно centum и satəm.

Попытки составить представление о доисторических передвижениях народов, опираясь на данные о родстве языков, потерпели неудачу. Одних лишь языковых данных было явно недостаточно. Г Хирт пытался нарисовать картину распространения индоевропейских языков, учитывая влияние иноязычных субстратов, на основе данных диалектологии. Исходное расселение арийцев он отнес в южное течение Дуная, к западу от них он расположил фракийско-фригийскую группу, от которой, как он считал, сохранились современные албанцы и армяне, а к северу – славянские и балтийские племена. Языки этих народов составили группу satəm. Группу centum Хирт разместил на территории от Верхнего Дуная до Северного моря.

А. Мейе в работе «Индоевропейские диалекты» (1908 г.) применил метод лингвогеографии и изоглосс. Он определил территорию диалекта как совокупность местностей, в которых, независимо друг от друга, совершается ряд аналогичных изменений, окруженных определенным числом линий (изоглосс), и противостоящую тем самым средним диалектам.

С. Файст (1910) считал, что параллельно со скрещиванием первобытных культур шел процесс возникновения отдельных индоевропейских языков путем скрещивания с неиндоевропейскими языками. Эпоху Переселения индоевропейцев с «прародины» он относил к началу 2 тысячелетия до и. э. Самые ранние передвижения достигли наибольшего удаления, а расселение шло концентрическими кругами, открытыми на север.

2. В этой схеме нет тохарского языка, о памятниках которого, найденных в Китайском Казахстане, впервые сообщили Зиг и Зиглинг (1908г.).

Несколько позднее Фр. Грозный (1915г.) сообщил о найденных в горах Анатолии глиняных табличках с текстами на хеттском языке. Будучи языками centum, оторвавшимися от своей группы, тохарский и хеттский языки разрушили традиционное представление о языках centum как западных, и о языках satəm как восточных индоевропейских языках.

Бенвенист определили, что тохарский язык первоначально занимал территорию между балто-славянскими и греко-армянскими. X. Педерсен объединил хеттский с тохарским и оба, в свою очередь, с италийскими и кельтскими языками. Он предложил схему взаимоотношений языков на основе взглядов А. Мейе: Пизанл (1933 г.) указывал, что в середине третьего тысячелетия до н. э. отделились арийцы и тохарцы, к концу третьего тысячелетия до н. э. под давлением фрако-фригийских племен ушли в Малую Азию хетты. В исконной области остались германцы, балтийцы, славяне, фракийцы. Первоначальную область Пизани ограничивает линией Северное море – Рейн – Дунай – Карпаты – Черное море – Днепр – Рижский залив – Балтийское море.

Пизани считал, что многие из соответствий, которые рассматриваются как наследие общеиндоевропейского состояния, возникли лишь впоследствии, в результате контактов уже сложившихся языков. Например, переход палатальных в шипящие k - s(š) начался на Востоке ок. 1000 г. до н. э., охватив Фригию, до 500 г. до н. э. достиг Фракии.

А переход звонких придыхательных в звонкие смычные bh-b начался на Западе еще до отделения кельтов, охватил последовательно германский, балтийский, славянский, фракийский, достиг ок. 1000 г. до н. э. Эгейского моря, через фригийский и армянский перешел в иранский, проник в иллирийский, венетский, оскско-умбрский.

Оригинальную точку зрения на членение индоевропейской языковой общности и на прародину индоевропейцев выдвинул В. Георгиев на основе древних исторических и археологических сведений о местоположении отдельных индоевропейских групп; а также общих фонетических, грамматических, лексических элементов, данных топонимики и т. д. Он считает, что уже в эпоху раннего неолита индоевропейцы обитали в Центральной и Восточной Европе от Рейна и Альп до Дона. Уже в VI – IV тысячелетиях до н. э. оформились четыре основные группы языков: 1) северо-индоевроиейская, или балто-славяно-германская; 2) западно-индоевропейская, или кельто-итало-венетская; 3) центрально-индоевропейская, или греко-армяно-индоиранская, к которой были близки фригийский, дако-мизийский и другие исчезнувшие языки: 4) южно-индоевропейская группа, или хетто-лувийско-палайская и т. д.

Тохарский язык Георгиев считает примыкающим к северной группе, иллирийский – к западной. Он утверждает, что в III тысячелетии до н. э. большинство индоевропейских языков, употреблявшихся на довольно обширной территории, были уже обособлены, поэтому начало распада индоевропейского языка-основы следует отодвинуть на несколько тысячелетий в глубь истории (к VII – VI тысячелетиям до н. э.), по сравнению с традиционно принятыми датами (Ш – II тысячелетие до н. э ).

3. Археология по традиции устанавливает принадлежность индоевропейцев к одной из культур неолита боевых топоров» или «шнурковой керамики».

Италики связываются с культурой свайных построек; с рейнской культурой погребальных курганов связаны кельты; с лужицкой культурой полей погребальных урн – иллирийцы. Распространение отдельной культуры позволяет в какой-то мере объяснить распространение лингвистических новшеств и определить их хронологию. Однако же, языкознание, углубляясь в прошлое, встречает не народы и племена, а лишь языковую область, которую расчленяют многообразные языковые явления. Результаты, полученные первобытной историей, не всегда говорят о совпадении языковых общностей и культур, т. к. разные языковые общности могут принадлежать к одной культуре, и наоборот.

Но если на основе памятников языка и материальной культуры, совпадающих по времени и территории, удается уловить связь народа с языком, то можно предположить такую связь и в доисторическую эпоху. Если же культура возникла из элементов различного происхождения, то нельзя сказать, какой из элементов принадлежал носителям языка, и не был
ли этот язык вообще результатом смешивания. Например, появление хеттов в 18 в. до н. э. в Анатолии не отражено в археологических памятниках (есть только глиняные таблички, где этот факт отражается), т. к. они завоевывали города небольшими дружинами во главе с предводителем, а затем распространяли свою власть на прилегающие территории – таким образом, господствующий слой стоял над иноязычным населением.

Немногочисленней была и первичная греческая колонизация берегов Средиземного моря. Немногочисленны были и арийцы, которые вторглись из Афганистана в Пенджаб со своими повозками и боевыми колесницами. Китайские источники сообщают аналогичные сведения о тохарцах.

Переселение, очевидно, начинается с того, что части племени, которые в результате военных поражений попадают в зависимость, покидают насиженные места, при благоприятных обстоятельствах покоряют население далеких стран и насаждают свой язык. То есть в начальной стадии речь идет не о переселении народов, а о походах лингвистически однородных небольших отрядов воинов. Исходя из этого, общность языковая отнюдь не предполагает общности этнической. Народы, принадлежащие к различным расам, могут говорить на одном языке, и наоборот. Например, в расовом отношении близкие литовцы, латыши, эстонцы и финны говорят на языках, входящих в различные семьи – индоевропейскую и угро-финскую.

4. На основании некоторых общих черт различаются большие группы индоевропейской семьи и отдельные языки:

1. Индийская группа. Древний язык этой группы – санскрит, на котором написаны священные гимны Веды ок. 1500 – 800 гг. до н. э.; религиозные прозаические тексты ок. 1000 – 500 гг. до н. э.; а позднее – работы индийских грамматиков (Панини, сер. 4. в. до н. э.).
Важнейшие языки (современные) этой группы – хинди, бенгали, пенджаби, маратхи.

2. Иранская группа. Мертвые языки этой группы – языки древних текстов Заратустры (Авеста, ок. 1000 г. до н, э. и Зенд, ок. 8 – 7 вв. до н. э.; пехлеви – древнеперсидский, сарматский (скифский). Современные языки – иранский, таджикский, осетинский, пушту, белуджский, курдский и др.

3. Славянская группа, которая делится на три подгруппы. Восточнославянские языки: русский, украинский, белорусский. Западнославянские языки: польский, чешский, словацкий, лужицкий (сербский) на востоке Германии. Южнославянские языки: болгарский, македонский, сербский, хорватский, словенский, черногорский. Мертвый язык этой группы – старославянский.

4. Балтийская группа: литовский, латышский и вымерший в 15 в. древнепрусский язык.

5. Германская группа (подробно рассматривается в следующей главе).

6. Италийская группа. Распадается на оскско-умбрскую и фалискско-латинскую ветви. На основе разговорного латинского языка (вульгарной латыни) сложились современные романские языки: французский язык во Франции, Бельгии, Швейцарии и Канаде; провансальский – на юге Франции; испанский – в Испании; Латинской Америке, на Филиппинах; португальский – в Португалии и Бразилии, Анголе и Мозамбике; итальянский; ретороманские диалекты в Швейцарии; румынский и молдавский языки.

7. Кельтские языки были широко распространены в I тысячелетии до н. э на обширной территории от Малой Азии до Британии. Континентальные кельты исчезли до 5 в. н. э. Долее всех сохранялись романизированные кельты в Галлии, которые позднее смешались с франками. Языки островных кельтов подразделяются на гаэльскую и бриттскую подгруппы. К гаэльским языкам относятся ирландский, эрский в Шотландии, мэнкский на острове Мэн. Из бритских употребительны уэльский на полуострове Уэльс и бретонский на полуострове Бретань во Франции. Корисний язык в Корнуолле вышел из употребления с конца 18 века.

8. Греческий язык представлен в древности группами диалектов: ионической, ахейской и дорической. К ионическим диалектам в Аттике восходит большинство современных греческих диалектов и новогреческий национальный язык.

9. Армянский язык засвидетельствован с 5 в. н. э. и имеет древнюю литературу.

10.Албанский язык известен в письменности лишь с 17 в. В его словаре много заимствований из греческого, турецкого, итальянского и славянских языков.

11. Хеттский язык в Малой Азии известен по глиняным клинописным таблицам, найденным недалеко от Анкары. Он является древнейшим из индоевропейских языков – хеттское царство существовало с 2000 до 717г. до н. э.

12. Тохарский язык – по отрывкам из буддийских рукописей 6 – 7 вв. н. э. Как и хеттский, он обнаруживает значительное количество

неиндоевропейских элементов.

Среди мертвых языков индоевропейской семьи фракийский, на котором говорили на территории от Македонии до Карпат; фригийский и другие древние почти неизвестные языки Малой Азии.

Индоевропейская семья языков - 4.0 out of 5 based on 1 vote

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить