Статьи по экономическим темам
  • Регистрация
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 5.00 (1 Голос)

Роль государственного регулирования в экономике Крыма.

Государственное регулирование экономики - это сис­тема экономических, политических и юридических мер, с помощью которых государство вмешивается в экономические процессы с целью достижения стабильного развития, а также адаптации экономической системы к постоянно изменяющимся условиям.

Необходимость государственного регулирования экономики объясняется рядом причин: необходимостью удовлетворения коллективных и общественных интересов; вмешиваясь в экономику, государство смягчает негативные последствия кризисов и ускоряет выход из них; государство становится регулятором рыночных процессов, противодействует моно­полизму и поощряет конкуренцию; оказывает поддержку малоимущим слоям общества (трансферты); обеспечение нормального функционирова­ния экономики в целом, а не получение прибыли.

Государство поддерживает экономическую, социальную и политическую стабильность в регионе; обеспечивает эффек­тивное взаимодействие регионов; вырабатывает единую научно-техническую политику; формирует интеллектуальный и кадровый потенциал.

Государственные органы регулируют организацию производства в экстремальных регионах; межрегиональные экономические связи; реализацию крупномасштабных программ.

Важное значение в новых условиях хозяйствования имеет регу­лирование демографических процессов, занятости населения, форми­рование рынка труда. Государственное регулирование должно быть направленно на преодоление отставания по уровню и качеству жизни отдельных регионов и категорий населения, т. к. рынок сам по себе не обеспечивает социальную защиту населения.

Без поддержки местных органов невозможно также создание инфраструктуры региона и рыночной инфраструктуры.

Местным Советам отводится важная роль в организационно-правовом оформлении рыночного механизма: они разрабатывают про­граммы приватизации объектов, регистрируют открытие новых пред­приятий, выдают разрешения на деятельность, лицензии или патенты; оказывают поддержку малому бизнесу; стимулируют предпринима­тельство в регионе, фермерские хозяйства, предоставляя налоговые и кредитные льготы и создавая режим наибольшего благоприятствова­ния.

Сложившееся многоуровневое регулирование в Крымском регионе говорит нам о системной организации хозяйства на его территории. Кажущаяся автономность управления отдельными объектами является всегда относительной.

Все воспроизводственные связи тесно переплетаются между собой, что требует согласования решений, принимаемых центральными и территориальными органами исполнительной и законодательной власти. Рыночные процессы, обусловленные интересами получения максимальной прибыли, регулируются государственными и местными органами исполнительной и законодательной власти, корректирующими их в направлении разумного сочетания интересов предпринимателей с общественными, устойчивого развития территорий.

Направление деятельности государства как регулятора региональных процессов получило название региональной политики, ставшей, к настоящему времени, одним из важнейших факторов государственного размещения населения и хозяйства.

Различают прямые и косвенные методы проведения государственного регулирования экономикой региона. В первом случае государство активно участвует в капиталовложениях, направленных на совершенствование территориальной структуры хозяйства (создание центров роста, инфраструктуры и пр.); во втором государство через финансовую (налоговую, кредитную, таможенную) систему стремится создать соответствующий экономический "климат" в тех или иных районах для стимулирования их ускоренного развития.

Выбирая территориальные объекты для своих усилий государство как бы взвешивает их социально-экономические показатели. Основные критерии при ранжировании районов - уровень безработицы и доходов населения, структура промышленности и хозяйства, инфраструктурная оснащенность и т. п. Очень часто учитываются политические и национально-религиозные факторы. Например, в районах с высокой долей депортированных граждан уровень помощи будет намного выше, чем в аналогичном, заселенном коренными жителями.

Во всем мире в системе государственного регулирования экономики практикуется установление государством на отдельных территориях особых организационно-правовых режимов, как системного механизма решения таких региональных проблем, которые или не вписываются в общий порядок или, по своей сути, требуют установления специфического организационно-правового пространства (например, формирование территориальных «точек роста» в виде свободных экономических зон).

30 июня 1995 года Президентом Украины был подписан Указ «О Северокрымской экспериментальной зоне «Сиваш»», положивший начало функционированию первой в Украине экспериментальной экономической зоне, что было законодательно подтверждено принятием 23 февраля 1996 года Верховной Радой Украины Закона «О некоторых вопросах валютного регулирования и налогообложения субъектов СЭЭЗ «Сиваш».

Со времени принятия Закона «Об общих основах создания и функционирования специальных (свободных) экономических зон в 1992 -1995 годах в Крыму появилось несколько проектов СЭЗ: в Черноморском, Феодосии, Керчи, Ялте, Симферополе, Севастополе и др.

Накопленный опыт создания и функционирования свободных зон в Украине инициировали подписание Президентом Украины Указа «О специальном режиме инвестиционной деятельности на территориях приоритетного развития и специальной экономической зоне «Порт «Крым» в Автономной Республике Крым» в 1999 г.

Концепция программы создания территорий приоритетного развития и СЭЗ предусматривает создание в Автономной Республике Крым 6 территорий приоритетного развития («Большая Ялта», «Алушта», «Судак», «Феодосия». «Керчь», «Сиваш», «Восточный Крым»), а также специальной экономической зоны «Порт «Крым». Эта концепция учитывает макроэкономические и региональные особенности жизненно важных, бюджетообразующих, перспективных территорий и отраслей автономии. Принцип социально-экономического зонирования позволяет сконцентрировать имеющиеся на полуострове ресурсы, стимулировать приток капитала в приоритетные, конкурентоспособные производства.

Реализация программы позволяет в течении расчетного срока (30 лет) последовательно, бесконфликтно и, исходя из реальных ресурсных возможностей автономии, изменить структуру экономики республики, приведя ее в соответствие с современными условиями мирового рынка.

Работы, проводимые в Крыму по изучению возможностей структуризации экономики автономии, используя метод отраслевого и территориального зонирования с учетом временных мирохозяйственных процессов, привели к пониманию необходимости комплексного решения экономических проблем целостной хозяйственной системы Азово-Черноморского региона Украины. Поэтому реализация программы функционирования территорий приоритетного развития и свободной экономической зоны «Порт «Крым» в АРК окажет положительное влияние не только на социально-экономическое развитие Крымского региона, но и стимулирует процесс экономического реформирования других регионов Украины.

В сентябре 2005 года правительство Украины своим указом отменило действие на территории государства свободных экономических зон, мотивируя свои действия тем, что практически все зоны превратились в своеобразные оффшоры. В принципе, любую серьезную проблему территориального развития при желании и при активном лоббировании можно представить как уникальную, катастрофическую, требующую немедленных льгот или прекращения действия на территории общего порядка налогообложения, бюджетных отношений с «центром» и т. п. Вот почему задача установления региональных организационно-правовых отличий так сложна и деликатна и ее решение должно основываться на определенных уровнях, обеспечивающих соединение интересов одной территории с интересами всех других.

Формы государственного регулирования экономики Крыма в 2005 году - 5.0 out of 5 based on 1 vote

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить