Статьи по экономическим темам
  • Регистрация
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 0.00 (0 Голоса)

Операционный анализ (Издержки-Объем-Прибыль) (Costs – Volume – Profit – CVP).

 

При проведение анализа безубыточности в его стандартном (классическом) варианте принимаются следующие допущения:

  1. При изменении объема реализации готовой продукции издержки делят на постоянные и переменные.
  2. Вся продукция будет продана в течение планового периода времени.
  3. В качестве критерия для анализа принимается прибыль до выплаты налогов, а не чистая прибыль.

Ключевые элементы операционного анализа:

  1. Все издержки делят переменные и постоянные (фиксированные).

Почему? Переменные издержки меняются прямо пропорционально увеличению или уменьшению объема производства (продажи) это затраты на сырье и материалы, комиссионные с продаж, издержки по приобретению партий товара, снабженческие расходы.

Фиксированные издержки – в краткосрочном периоде в целом не меняются с изменением объемов производства (реализации) (аренда, амортизация, оклады администрации, налоговые платежи % за кредит и т.д.)

Поведение переменных и постоянных издержек при изменениях объема сбыта в определенный период.

Объем пр-ва (сбыта)

Переменные издержки

Постоянные издержки

суммарные

на ед. прод.

Суммарные

на ед. прод.

Растет

Увелич.

Неизмен.

Неизмен.

Уменьш.

Падает

Уменьш.

Неизмен.

Неизмен.

Увелич.

! постоянные издержки могут меняться при существенном изменении объема производства.

(Это изменение носит скачкообразный характер).

Например: при увеличении объемов реализации может понадобиться аренда дополнительных помещений.

  1. При аналитических расчетах определяют переменные издержки от финансовых с помощью промежуточного финансового результата деятельности предприятия: Валовой маркой (Вложенный доход, Contribution Margin).

! Валовая маржа – результат от реализации после возмещения переменных затрат. Валовая маржа должна покрыть все постоянные издержки и обеспечить заданное значение прибыли.

  1. Анализ риска проводят с помощью операционного рычага (Operating Leverage) он показывает, во сколько раз изменяется прибыль при увеличении выручки:

Относительное изменение прибыли = Операционный рычаг х Относительное изменение выручки

 

Операционный рычаг = Валовая маржа / Чистая прибыль.


Условие: Компания Х Компания У

Выручка, ден. ед. 50000 500000

Затраты, ден. ед. 440000 440000

в т.ч. переменные 350000 100000

постоянные 90000 340000

Прибыль, ден. ед. 60000 60000

Расчет рентабельности, запаса финансовой прочности и силы воздействия операционного рычага.

Показатели

Формула для расчета

компания Х

компания У

ден. ед.

%

ден. ед.

%

1

Выручка от реализации

минус переменные издержки

Валовая маржа

(Вложенный доход)

А

А’

A-A’=B

500000

350000

150000

100

70

30

500000

100000

400000

100

20

80

2

Коэффициент валовой маржи

 

0,3

 

0,8

3

Постоянные издержки

D

90000

х

340000

х

4

Порог рентабельности

(Точка безубыточности)

300000

х

425000

х

5

Запас финансовой прочности

  1. .1В ден. ед.
  2. .2В процентах к выручке от реализации, %

 

A-E=F

F:A=Gx100

200000

40

х

х

75000

15

х

х

6

Прибыль

FxC=H

или

B-D=H

60000

х

60000

х

7

Сила воздействия операционного рычага:

2,5

х

607

 

Анализ: а) компания Х (Валовая маржа – 30 %) имеет преимущества перед компанией У (мажа 80%от выручки). Т.к. при уменьшении объема продаж компания У, имея более высокий порог рентабельности и меньший запас финансовой прочности, более подвержена опасности получить существенное снижение прибыли по сравнению с компанией Х.

б) анализируя силу воздействия операционного рычага, получаем, что увеличение объема продаж на 10% приводит к увеличению прибыли: в компании Х – на 25%, У – на 67%.

Проверка:

Показатель

Компания Х

Компания У

ден. ед.

%

ден. ед.

%

Выручка

550000

100

550000

100

Переменные издержки

358000

70

110000

20

Маржа

165000

30

440000

80

Постоянные издержки

90000

х

340000

х

Прибыль

75000

х

100000

х

Увеличение чистой прибыли, %

25

х

67

х

Вывод: Предприятие с высоким операционным рычагом рискует в большей степени в случае ухудшения рыночной конъюнктуры и в то же время имеет преимущества в случае ее улучшения.

 

Анализ безубыточности для многономенклатурной продукции.

Особенностью анализа безубыточности для нескольких видов продукции является совмещенность постоянных издержек в составе единого формата безубыточности.

Рассмотри на примере:

Показатель

Прод. А

Прод. В

Всего:

грн.

%

грн.

%

грн.

%

Выручка

100000

100

300000

100

400000

100

Переменные издержки

70000

70

120000

40

190000

47,5

Маржа

30000

30

180000

60

210000

52,5

Постоянные издержки

       

141750

 

Прибыль

       

68250

 

Порог рентабельности:

С изменением структуры производства и продаж общая и относительная маржа, а также точка безубыточности изменяются:

Показатель

Прод. А

Прод. В

Всего:

грн.

%

грн.

%

грн.

%

Выручка

300000

100

100000

100

400000

100,0

Переменные издержки

210000

70

40000

40

250000

62,5

Маржа

90000

30

60000

60

150000

37,5

Постоянные издержки

       

141750

 

Чистая прибыль

       

8250

 

Порог рентабельности:

При помощи этого алгоритма можно проанализировать структуру производства и продаж предприятия и добиваться наиболее эффективной структуры, приняв в качестве критерия минимум значения точки безубыточности.

На практике, обычно прибегают к раздельному анализу безубыточности различных видов продукции. Постоянные издержки по видам продукции пропорционально объемам реализации продукции в денежном выражении.

Тогда получается:

Показатель

Прод. А

Прод. В

грн.

%

грн.

%

Выручка

300000

100

100000

100

Переменные издержки

210000

70

40000

40

Маржа

90000

30

60000

60

Постоянные издержки

106312

 

35438

 

Прибыль

(-16312)

 

24562

 

Суммарная прибыль 8250 достигается за счет второго вида продукции.

 

Литература: В.П. Савчкук. Анализ и разработка инвестиционных проектов.

Т.А. Воркута Проектний аналіз.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить