Статьи по экономическим темам
  • Регистрация
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 0.00 (0 Голоса)

Государственное регулирование инвестиционной деятельности в регионе.

При формировании инвестиционной политики региона, ориентированной на приоритетное развитие конкретных производств и отраслей, а также на обеспечение сбалансированности предложения и спроса, можно выделить следующие основные сферы капиталовложений, направление средств которые подлежат государственному контролю:

1) производства, ориентированные на выпуск импортозамешающей продукции, включая промежуточную, поставки которой были прекращены вследствие нарушения производственно-технических связей. Предоставление льготных условий вызвано высоким народнохозяйственным значением данной продукции. При низком уровне рентабельности финансирование строительства таких предприятий должно осуществляться при активном государственном участии;

2) предприятия, ориентированные на выпуск конкурентоспособной продукции. Снижение издержек производства этой продукции необходимо для снижения уровня цен, устанавливаемого монопольными структурами:

3) производства, на продукцию которых, согласно прогнозным оценкам, в течение длительного времени будет сохраняться повышенный спрос. Предоставление льгот обусловлено тем, что нужно сокращать сроки достижения сбалансированности спроса и предложения:

4) предприятия, осваивающие выпуск новых видов продукции или продукции более высокого качества. Их стимулирование связано с повышенным риском для инвесторов;

5) производственная и социальная инфраструктура. Задействование экономического механизма требуется преодоления традиционного отставания в ее инвестировании и достижения уровня, требуемого для эффективного функционирования основного производства.

Сегодня в регионах практически не задействованы экономические рычаги государственного воздействия, направленные на использование в целях инвестирования средств таких коммерческих структур, как банки и инвестиционные фонды. Для создания такого механизма необходимо установить конкретные процентные ставки льготных кредитов, дифференцированные по приоритетным направлениям региональной инвестиционной программы. При этом следует отладить процесс контроля возвратности этих средств в строго оговоренные сроки.

Основные инструменты государственного регулирования инвестиционной деятельности:

·  система налогов, дифференцированная по субъектам налогообложения налоговых ставок и льгот;

·  амортизационная политика, в том числе стимулирующая проведение ускоренной амортизации основных фондов с дифференциацией возможных льгот для отдельных отраслей видов основных фондов и т. п.;

·  предоставление финансовой помощи в виде дотаций субсидий, субвенций, бюджетных ссуд на развитие отдельных регионов, отраслей, производств;

·  кредитная политика;

·  система государственных норм и стандартов;

·  антимонопольная политика;

·  политика ценообразования;

·  определение условий пользования землей и прочими природными ресурсами;

·  экспертиза инвестиционных проектов.

Выход из кризиса, переживаемого сейчас Крымским регионом невозможен без серьезной, научно обоснованной политики региональных органов власти, направленной на привлечение инвестиций - как путем прямого финансирования и кредитовании приоритетных проектов и целых сфер деятельности, так и посредством создания благоприятного инвестиционного климата т. е. условий, обеспечивающих эффективность и надежность возврата вкладываемых средств.

В обобщенном виде инвестиционный климат в регионе можно определить как совокупность нормативно-правовых, социальных экономических и экологических условий, определяющих тип и динамику воспроизводственного процесса в регионе.

Главную роль для развития экономики любой страны играют прямые иностранные инвестиции. Они позволяют инвесторам осуществлять управление над объектами вложения.

Основными способами привлечения прямых иностранных инвестиций в экономику региона являются:

1) Привлечение иностранного капитала в предпринимательской форме, путем создания совместных предприятий с партнерами.

2) Создание 100%-х иностранных фирм.

3) Привлечение иностранного капитала на основе концессии (передача прав на разработку каких-либо ресурсов) или соглашения о разделе продукции.

4) Создание свободных экономических зон.

Преобладающей формой вложений в АРК стало приобретение пакетов акций и создание дочерних предприятий.

Не получила должного распространения такая форма, как концессионное соглашение, применяемая для привлечения прямых иностранных инвестиций, разработку полезных ископаемых.

Для увеличения объемов иностранных инвестиций необходимо предоставление гарантий защиты для иностранных инвесторов:

1) В случае изменения законодательства для иностранных инвесторов на протяжении 10 лет должно применяться ранее действующее законодательство.

2) Иностранные инвестиции не могут быть подвержены реквизиции государством. В случае необходимости национализации объектов вложения, иностранные инвесторы должны получить полную компенсацию стоимости плюс проценты.

3) В случае прекращения инвестиционной деятельности инвестор имеет право на возврат принадлежащего ему имущества.

4) Инвестор должен иметь возможность реинвестиции прибыли или же ее репатриации, т. е. вывода.

5) Иностранные инвесторы должны иметь возможность открывать текущие счета в региональных банках, а также по всей территории Украины и свободно приобретать валюту на внутреннем рынке за национальную валюту.

Характерные типы иностранных инвесторов для Крымского региона.

1. Стратегический инвестор. Он представлен преимущественно крупными транснациональными компаниями, как западными, так российскими. Для них основными источниками прибыли в регионе является товарный экспорт, создание в Крыму собственного производства и дилерской сети. Такие компании готовы идти на значительные издержки с целью успешного продвижения на местных рынках, поэтому экономическое состояние страны и бюрократические препоны (преграды), как правило, мало влияют на инвестиционный процесс. В силу потенциальной направленности этих инвесторов на долгосрочную перспективу, этот тип инвесторов наиболее привлекателен для экономики региона.

2. Фондовый инвестор. Этот тип представлен различными инвестиционными фондами и совместными акционерными фондами. Этот тип инвесторов стремится к диверсификации (разветвлению) своих вложений с целью обеспечения своим вкладчикам достойного уровня прибыли.

Среди этих фондов есть некоммерческие благотворительные организации, например фонд «Сороса», фонд «Тасис». В целом этот тип можно охарактеризовать, как добросовестных инвесторов, но эти фонды должны находиться под контролем, так как некоторые из них занимаются бесплатным сбором научно-технической информации, посредством проведения всевозможных конкурсов и предоставления грантов.

3. Массовый инвестор. Представляет в основном иностранных предпринимателей, главной целью которых является налаживание на территории АРК выпуска потребительских товаров. Это именно те инвесторы, с помощью которых может произойти технологическое перевооружение экономики. Прежде всего, это выражается в создании импорта замещающих производств. Как правило, совместные предприятия созданные с участием массовых инвесторов не стойки к неблагоприятным факторам, к правовой и административной защищенности, к не соблюдению условий контрактов, к высокому уровню коррупции.

4. Дочерники. Представлен инвесторам и, вкладывающими капитал в выпуск продукции для основных инвесторов. Их можно рассматривать как посредников расширения экспорта основного инвестора. В целом это добросовестный тип инвесторов. Однако, как показывает опыт, дочерняя форма иностранного инвестирования не снижает зависимости страны-рецепиента от иностранного капитала.

5. Постсоциалистический тип. Это фирмы и компании из бывших социалистических стран и республик СССР. Отличительной их особенностью является кооперационных связей с крымскими производителями, знания условий местного рынка, личные знакомства на уровне руководителей.

7. Авантюристический или криминальный. Первый тип инвестора представлен предпринимателями, стремящимися получить сверхприбыль в короткий срок. Второй тип обусловлен тем, что ежедневно в мировую финансовую систему поступают более 1 млрд. долларов от незаконных операций. Эти день отмываются разными способами, в т. ч. через Крым.

8. Экспертный. Он представлен консалтинговыми и инжиниринговыми фирмами, занимающимися в Крыму мониторингом и экспертными оценками в различных областях экономики.

Определенные надежды возлагаются на иностранные инвестиции, однако следует учитывать некоторые особенности взаимоотношений в экономике. В высокоразвитых странах необходимость поддержки конкурентоспособности своих экономик, привело к тому, что в структуре хозяйства происходят постоянные изменения, при этом развитые страны передают устаревшие технологии менее развитым странам. Поэтому с помощью иностранных инвестиций занять лидирующие положения на высокотехнологических рынках сложно. Уровень открытости экономики, рассчитанный как для экспорта ВВП, составляет 53%. Такая ситуация является негативной, поскольку высокий уровень открытости экономики не является следствием ее высокой конкурентоспособности, а вызван бессистемным наращиванием экспорта при катастрофическом снижении внутреннего спроса, поэтому какое-либо колебание цен на мировом рынке негативно сказывается на украинских экспортерах.

Итак, совершенствование инвестиционной политики на почве межрегиональных взаимодействий должно исходить, во-первых, из признания определяющей роли инновационных технологий. Во-вторых, мировой опыт свидетельствует, что регулирование инвестиционной деятельности предполагает сочетание методой государственного индикативного планирования, корпоративного управления и партнерских, контрактных отношений между предприятиями. Партнерство предприятий различных форм собственности может выполнять функции подчас просто непосильные для центральных и региональных органов исполнительной власти - снижение издержек, осуществетвление регионального и межрегионального маркетинга, активизация инновационной деятельности при реализации региональных программ.

В последние годы наблюдается значительная активизация инвестиционной деятельности предприятий и организаций в Автономной Республике Крым. В 2005 году объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования (Рисунок ) ориентировочно составил 2200,0 млн грн, или 113,1 % по отношению к уровню 2004 года (в сопоставимых ценах).

Главным источником инвестиций в строительство в 2005 году, как и в прошлые годы, являлись средства предприятий и организаций, за счет которых освоено 65,0 % от объема инвестиций в основной капитал (в 2004 году - 58,9 %). Средства сводного бюджета Автономной Республики Крым составили 5,5 %. За счет Государственного бюджета Украины освоено 8,2 % от объема инвестиций в основной капитал. Ввод основных фондов в 2005 году по объектам, строившимся за счет средств Государственного бюджета Украины, составил 86,0 млн грн. За счет всех источников финансирования в 2004 году построено 133,1 км газовых сетей, 0,78 км сетей теплоснабжения, 50,84 км водопроводных сетей, завершено строительство троллейбусного депо и контактных сетей в г. Керчи. Построена школа в с. Каменка (г. Симферополь) на 500 ученических мест, школа на 1000 ученических мест в Международном детском центре "Артек". Осуществлены строительство мини-котельной с заменой тепловых сетей и реконструкция здания поликлиники и терапевтического отделения в г. Армянске.

На реализацию жилищной программы направлено около 210 млн. грн. Обеспечение развития жилищного строительства по источникам финансирования в 2005 году осуществлялось в следующем соотношении: Государственный бюджет Украины - 6,0 %, местные бюджеты - 7,0 %, государственное кредитование - 2,0 %, средства населения - 56,0 %, средства предприятий и организаций - 29,0 %.

Средства Государственного бюджета Украины и местных бюджетов в основном направлялись на строительство жилья для обеспечения военнослужащих и членов их семей, ветеранов Великой Отечественной войны и членов семей погибших, граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы, на кредитование молодых семей и сельских жителей, на финансирование мероприятий Программы обустройства и социально-культурного развития депортированных граждан в Автономной Республике Крым на 2003-2005 годы, осуществляемой за счет средств бюджета Автономной Республики Крым.

Средства Государственного бюджета Украины в виде централизованных капитальных вложений прогнозируются в сумме 200 млн. грн, что на 11,1 % выше уровня 2005 года.

В общем объеме инвестиций значительную долю (65,0 %-67,0 %), или 1700 млн. грн, по-прежнему будут составлять средства организаций и предприятий.

Средства населения составят 5,0 % от общего объема инвестиций в основной капитал, или 130 млн. грн.

В ходе реализации инвестиционных проектов вводятся в эксплуатацию значимые для автономии объекты курортно-рекреационного комплекса, модернизируются технологические процессы на промышленных предприятиях, наращиваются объемы производства товаров и услуг, значительно улучшается их качество. Все это в своей совокупности формирует положительный имидж республики.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить