Статьи по экологии
  • Регистрация
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 0.00 (0 Голоса)

Эпиграфом данной статьи можно поставить слова: «Качество окружающей среды определяет Здоровье человека как Главную цель развития цивилизации». Это потому, что в настоящее время уровень цивилизации определяется в первую очередь не развитием техники, а здоровьем и продолжительностью жизни человека. В связи с этим резко возрастает роль экологического образования.

Экологическое образование формирует разумное отношение к природе, знакомит с закономерностями развития окружающей среды и подсказывает те нормы поведения, при которых возможно дальнейшее существование и развитие людей. Стратегической целью его является воспитание Экологического сознания. Результат экологического сознания - формирование ответственности, как меры свободы человека в условиях экологической необходимости. Экологические знания, приобретенные студентами в процессе обучения Участвуют в процессе формирования Экологического сознания. Иерархические построения в этом процессе придерживаются схемы: Накопление эмпирических знаний → формирование экологического мышления → формирование норм экологической этики → формирование стремления к активной экологической деятельности.

Уровень экологического мировоззрения, требующий выделять значительную долю национального продукта на решение экологических проблем в нашем обществе пока не достигнут. Экономические трудности переходного периода не позволяют считать экологическую проблему приоритетной на государственном уровне так, как этого требует все более угрожающее состояние многих регионов. Несмотря на это программы экологической подготовки разрабатываются и реализуются путем использования новых методик и технологий лучшего национального и зарубежного опыта. На границе тысячелетий возникает попытка создать Глобальную экологическую этику, Соединить науку и мораль, гуманитарные и технические знания.

Немаловажную роль в реализации нашего национального опыта должно сыграть Христианское учение, которое Считает главной движущей силой разрушения природы Человеческий эгоцентризм. Именно он побуждает стремление к комфорту, наслаждениям, подавление духовных запросов материальными интересами. Подвижники христианской церкви создали учение о правильной (праведной) жизни – Аскетику. В нем указаны Законы духовной жизни, которые предполагают Самоограничение в пределах основных жизненных потребностей человеческого существа. Воспитание на принципах христианства формирует трепетное отношение к природе как Божиему творению и является препятствием хищническому природопользованию.

Традиционно считается, что главное давление на природу оказывает промышленность. Однако, нерациональное ведение сельского хозяйства не реже приводит к катастрофическим изменениям в среде. Поэтому экологическая тема должна красной нитью проходить по всем курсам системы подготовки агрономов, в т. ч. микробиологии.

Однако исходя из известного постулата о том, что «нельзя объять необъятное», основной задачей при планировании является выделение ряда Конкретных вопросов, подлежащих детальной экологизации.

При этом необходимо соблюдать Принципы последовательности, комплексности и системности обучения. Особое значение имеет Инновационность обучения - непосредственное изучение проблем на конкретных природных и хозяйственных объектах, поиск и демонстрация практической реализации передовых способов их решения.

Две основные цели преследуются в процессе формирования экологического восприятия мира:

1). Понять, что каждый организм, в том числе микроб, имеет свое место в системе живой природы.

2). Усвоить, что все организмы связаны неразрывно друг с другом и с неживой природой.

Отсюда - Алгоритм экологического мышления:

·  Жизнь – цепочка, организмы – звенья в ней.

·  Разрыв цепи нанесет необратимый ущерб жизни.

Восприятие жизни на Земле как непрерывной цепи должно способствовать бережному с ней обращению.

При изучении микробиологии мы широко используем в качестве проблемно-поисковых заданий Составление биогеохимических циклов с участием микроорганизмов, и микробиологических Цепочек.

Такие вопросы как микробиологическое обоснование севооборотов, мелиорации, удобрения, защиты требуют уже определенных фундаментальных знаний, понятия о том, что Процессы, происходящие в почве глубоко целесообразны и направлены на улучшение условий жизни растений. Микроорганизмы участвуют в создании агрономически ценной структуры почвы, гумуса, оптимизируют корневое минеральное питание растений. Задача агронома – не уничтожение микроорганизмов, а создание оптимальных условий для их жизнедеятельности. Тем более, что у микроорганизмов и растений часто совпадают оптимальные значения показателей внешней среды.

У студентов должно сформироваться стойкое убеждение, что Количество микроорганизмов в почве и плодородие неотделимы. Чем больше микробов, тем плодороднее почва. Ярким примером Неэкологичного Отношения к природе является сжигание стерни. При этом не только уничтожается пища микроорганизмов, но и сами их тела, в результате снижается плодородие, происходит потеря гумусовых веществ.

Важное направление экологического образования - формирование Гигиенических установок У будущих специалистов-агрономов осуществляется в двух направлениях:

Первое – на сохранение жизни и здоровья самих людей, которые имеют понятие об инфекциях, способах их передачи, изучения и профилактике. Например, объясняется необходимость вакцинации против туберкулеза, дифтерии, стобняка, соблюдение личной гигиены для предотвращения заражения венерическими заболеваниями, ВИЧ-инфекцией.

Второе – использование гигиенических правил при работе с растениями. Например, важнейшими путями распространения вирусов в агрофитоценозах являются многие агротехнические мероприятия (обрезка, прививка, пикировка), отсутствие карантина и прочие проявления некомпетентности агронома.

Величайшее проявление экологической некомпетенности – это неразумное применение агрохимикатов. Непосредственно на человеке доказана возможность эндогенного синтеза канцерогенов из нитратов, содержащихся в продуктах питания. Показана связь между интенсивностью применения минеральных азотосодержащих удобрений и уровнем смертности от рака желудка.

Мощный фактор загрязнения биосферы - синтетические пестициды. Эти вещества преднамеренно распыляют в окружающей среде с целью уничтожения определенных групп живых организмов: паразитов человека, животных, вредителей и возбудителей болезней сельскохозяйственных культур. Природа пестицидов многообразна, в основном это синтетические вещества. Пестициды распространяются далеко за пределы тех агроэкосистем, где они применяются. В естественных биоценозах (сообществах живых организмов) они вызывают гибель не одного, а многих видов, ограничивают плодовитость, нарушают экологический баланс. Человек использует пестициды с целью уничтожения ограниченного числа организмов, составляющих доли процента от количества видов, населяющих биосферу, в то время как пестициды действуют на все живые организмы. Широкий спектр токсического воздействия пестицидов объясняется их недостаточным избирательным действием. Например, воздействуя на насекомых-вредителей, мы уничтожаем энтомофагов, опылителей. Есть пестициды, которые накапливаются в трофических цепях. Последние звенья этих цепей либо быстро вымирают, либо снижают свой биотический потенциал вследствие хронической интоксикации. Во многих цепях питания человек – последнее звено. Современная медицина связывает бум аллергических и онкологических заболеваний во второй половине XX века с усиленной химизацией и применением пестицидов.

Важный экологический аспект – влияние пестицидов на микрофлору почв. Ядохимикаты подавляют целые группы микроорганизмов, участвующих в системе гумусообразования и являющихся важным фактором почвенного плодородия. Достоверно показано, что гербициды в наибольшей степени подавляют автотрофный компонент почвенной микрофлоры, а именно водоросли, цианобактерии, нитрифицирующие бактерии. Многие пестициды подвергаются метаболизации микробами, однако продукты их полураспада иногда оказываются более токсичными, чем исходные вещества. Современная наука видит выход в применении биологического земледелия, решающую роль в котором играют микробиологические препараты для защиты растений и оптимизации минерального питания. Студентам предлагаются материалы по микробным биопрепаратам, таблицы, проспекты, призывающие к активному их использованию с целью сохранения среды. При изучении этих вопросов полностью реализуется принцип Инновационности обучения: у большинства студентов происходит ощутимый поворот в сознании, возникает стремление к активной экологической деятельности.

 

Южный филиал «Крымский агротехнологический университет» НАУ

Кандидат биологических наук, доцент Баглаева Л. Ю.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить