Статьи по иностранным языкам
  • Регистрация
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 0.00 (0 Голоса)

УДК 378. 14:811

 

ЧЕРНЫШОВА Т. Г., к. п.н. доцент, зав. кафедрой иностр. языков ЮФ НУБ и П “КАТУ”; ЧЕРНЫШОВА М. В., преподаватель кафедры иностр. языков.

Актуальность темы обусловлена требованием к качеству будущих специалистов, осуществляемым в рамках Болонского процесса, который предусматривает сближение европейских систем высшего образования, евроинтеграции Украины.

Целью статьи является описание влияния мотивации при обучении иностранному языку студентов неязыковых ВУЗов. Для этого были поставлены следующие задачи:

-  показать специфику преподавания иностранного языка в неязыковом ВУЗе; – показать особенность иностранного языка как учебной дисциплины;

-  показать роль преподавателя иностранного языка при обучении студентов неязыковых ВУЗов иностранным языкам.

Анализ последних публикаций и достижений. Многие методисты как в нашей стране, так и за рубежом занимались проблемами мотивации при обучении иностранным языкам. Этой проблеме посвящён целый ряд работ Леонтьева А. А., Леонтьева А. Н., Кудашовой М, А., Диза Дж, Зимней И. А., Попова С. А. и др.

В настоящее время большое влияние на качество будущих специалистов оказывает сближение систем высшего образования, осуществляемое в рамках Болонского процесса, а также глобализация экономики. Среди интегрированных требований к специалисту ХХI века отмечается высокая коммуникативная готовность, которая предполагает владение одним или более из наиболее распространённых в деловом мире иностранных языков. В России, например, по мнению многих ведущих работодателей, владение иностранным языком занимает второе место среди требований, предъявляемых к выпускнику вуза, и уступает только профессиональной компетенции, опережая даже компьютерную грамотность. Такая же тенденция наблюдается и в Украине.

В связи с этим в последнее время в неязыковых ВУЗах наблюдается увеличение мотивации к изучению иностранных языков.

Однако многие студенты неязыковых ВУЗов не заинтересованы в изучении иностранных языков и в большинстве случаев ведут себя пассивно на занятиях и при выполнении домашних заданий. В связи с этим преподавателю необходимо создать благоприятные условия для усвоения языка. Необходимо давать более чёткие установки, объяснять трудности процесса усвоения. Необходимо убедить студентов, что изучение иностранных языков очень важно для успешности их профессиональной деятельности в будущем, т. е. в данном случае необходимо сформировать у студентов потребности в изучении иностранных языков [1,2]. В южном филиале “Крымский агротехнологический университет” Национального университета биоресурсов и природопользования Украины студенты факультетов “Учётно-финансовый” и “Менеджмент организаций” изучают два иностранных языка. В нашем университете существует очень хорошая практика за рубежом. На втором и третьем курсах у студентов есть возможность пройти сельскохозяйственную практику на фермах Франции, Германии, Швейцарии, Швеции, Дании, Голландии, США и других странах. Студентам, выезжающим на практику, необходимо знание иностранного языка. Это является очень хорошей мотивацией для изучения иностранных языков, а также стимулом, так как представители этих стран сами отбирают студентов, и одним из главных критериев отбора является знание того или иного языка.

Современные социальные условия, такие как: Болонский процесс, согласно которому студенты имеют возможность обучаться за границей, совместные проекты с иностранными партнёрами, документация на иностранных языках к современным техническим средствам, заинтересованность украинских и зарубежных фирм в специалистах, знающих иностранные языки, являются благоприятными предпосылками формирования потребностей в изучении иностранных языков. При этом большая роль должна отводиться преподавателю, так как от его способности к убеждению студентов, его опыта практики знания иностранного языка, установление добрых отношений зависит очень много. Преподаватель должен убедить студентов, что они смогут говорить на иностранном языке, если будут упорно трудиться, выполнять все домашние задания, интенсивно работать на занятиях. Организация учебного процесса по иностранному языку сама по себе является стимуляцией студентов к овладению предметом.

Когда студенты видят, что домашние задания не хаотичны, а носят системный характер, когда они замечают, что преподаватель индивидуально следит за работой каждого и отмечает прогресс каждого студента в группе, когда преподаватель даёт индивидуальные рекомендации, поддерживает студентов. Всё это улучшает атмосферу в группе, контакт с преподавателем. Кроме того необходима системность в текущем контроле и объективность, что вызывает дух соревнования и позитивно сказывается на их успеваемости. На занятиях необходимо учитывать психологические особенности каждой группы и каждого студента [2]. В связи с этим в начале каждого учебного года преподаватели кафедры иностранных языков проводят тестирование на каждом факультете. И согласно результатам тестирования мы распределяем студентов по уровню знаний, умений и навыков по иностранному языку. Такая строгая процедурная организация способствует развитию автономности у студента. Студенты с хорошими знаниями по иностранному языку не подавляют тех, у которых эти знания, умения недостаточны и нуждаются в коррекции. Соотношение контроля со стороны преподавателя и автономности студента должны изменяться по мере перехода учащегося от курса к курсу.

Уровень мотивации тесно связан с уровнем мотивации по предмету. Повышая уровень мотивации к изучению иностранного языка мы повышаем и уровень его усвоения, а также получаем повышение успеваемости по этому предмету и субъективную удовлетворённость. В ВУЗах, где иностранный язык не является профилирующим предметом, вопрос о том, какие мотивационные стратегии следует выбрать, является особенно актуальным. В первую очередь это связано с тем, что изучение иностранного языка в неязыковых ВУЗах носит в основном интенсивный характер. Преподавателю особенно важно выбрать именно ту мотивационную стратегию, которая будет адекватна в каждой конкретной группе студентов.

Таким образом, формирование мотивации обучения иностранным языкам в неязыковом ВУЗе имеет очень большое значение для повышения качества обучения. Необходимо использовать мотивационные стратегии [4].

Существенное значение при использовании этих стратегий при обучении иностранным языкам в неязыковых вузах имеет роль преподавателя. Учащиеся зачастую не имеют определённых задатков для успешного изучения иностранных языков, отсутствуют потребности в изучении иностранных языков, отсутствие желаний и настойчивости в достижении результатов, так как иностранный язык является особой дисциплиной, которую нельзя выучить очень быстро, а следует прилагать большие усилия, настойчивость. И здесь очень важна роль преподавателя. Проблема эмоциональной привлекательности занятий иностранным языком стоит особенно остро, что выделяет этот предмет из всех других учебных дисциплин вузовского цикла. “Преподаватель иностранного языка больше, чем преподаватель любого другого предмета, обязан активно вмешиваться в эмоциональную атмосферу урока и обеспечивать по возможности возникновения у учащихся эмоциональных состояний, благоприятных для их учебной деятельности” [3].

Список использованной литературы

1.  Педагогика профессионального образования под редакцией Сластёнина В. А. – М., 2006 г.

2.  Зимняя И. А. Педагогическая психология. Учебное пособие. Ростов-на-Дону: Феникс, 2000.

3.  Леонтьев А. А. Эмоционально-волевые процессы в овладении иностранным языком. // Иностр. яз. в школе, 1975, №6, С.96.

4.  Леонтьев А. Н. Потребности, мотивы и эмоции. – М., 1971.

Аннотация

Данная статья посвящена проблеме мотивации к изучению иностранного языка в неязыковых ВУЗах на примере обучения студентов ЮФ НУБ и П Украины “КАТУ”. Основными задачами данной статьи явились: показать специфику преподавания иностранного языка в неязыковом ВУЗе; показать особенность иностранного языка как учебной дисциплины; показать роль преподавателя иностранного языка при обучении студентов неязыковых ВУЗов иностранным языкам.

Ключевые слова: мотивация, неязыковой ВУЗ, психологические особенности, мотивационные стратегии, эмоциональная атмосфера, преподаватель.

Анотація

Ця стаття присвячена проблемі мотивації до вивчення іноземної мови у немовних ВНЗ на прикладі навчання студентів ПФ НУБ і П України. Основними задачами даної статті є показати специфіку викладання іноземної мови у немовному ВНЗ; показати особливість іноземної мови як навчальної дисципліни; показати роль викладача іноземної мови при навчанні студентів немовних ВНЗ іноземним мовам.

Summary

The article is dedicated to motivation problem of foreign language studying in non-language higher educational establishments on the example of the Southern Branch of National University of Bioresources and Nature Management of Ukraine “Crimean Agrotechnological University” students training. The primary goals of the article were: to show features of foreign language teaching in non-language higher educational establishments; to demonstrate foreign language specificity as an academic discipline; to show a foreign language teacher's role in teaching of students in non-language higher educational establishments.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить