Статьи по иностранным языкам
  • Регистрация
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 0.00 (0 Голоса)

УДК 378.14:811

 

Чернышова Т. Г., Чернышова М. В.

Актуальность темы обусловлена требованием реформы высшей школы в связи с переходом на двухступенчатую систему образования в нашей стране, когда перед вузами поставлена задача повысить качество обучения студентов-магистров за счёт его индивидуализации, используя эффективные приёмы обучения, усвоения знаний, формирование навыков и развитие умений по иностранному языку.

Целью статьи является описание самостоятельной работы как особой формы учебной деятельности, организационных форм обучения. В связи с этим были поставлены следующие задачи:

–  показать важность самостоятельной работы при обучении студентов-магистров иностранному языку;

–  определить требования к самостоятельной работе при обучении иностранному языку студентов-магистров;

–  создать учебно-методический комплекс с разработкой заданий по самостоятельной работе для студентов-магистров.

Анализ последних публикаций и достижений. Многие методисты как в нашей стране, так и за рубежом занимаются проблемами самостоятельной работы при обучении иностранным языкам. Этой проблеме посвящён ряд работ Шатилова С. Ф., Сахаровой И. И., Миньяр-Белоручевой А. П., Солововой Е. Н. и др.(1-4).

В связи с переходом на двухступенчатую систему образования в нашей стране в настоящее время перед вузами поставлена задача повысить качество обучения студентов-магистров за счёт его индивидуализации. С этой целью преподавателям вузов рекомендуется активизировать и шире использовать в процессе обучения различные виды самостоятельной работы, которая наряду с аудиторной работой становится одной из важных форм осуществления учебного процесса.

Программа по иностранному языку для подготовки студентов-магистров в высших учебных заведениях IV уровня аккредитации (5) нацелена на практическую, междисциплинарную и профессиональную ориентацию занятий. Важная цель этой программы – направленность учебного процесса на формирование и развитие основных коммуникативных навыков и умений при академическом и профессиональном общении, а также стратегий самостоятельного изучения иностранных языков.

Для получения степени магистра студент обязан в результате изучения дисциплины “Иностранный язык” Знать:

–  – основную иноязычную профессиональную терминологию, принципы разработки стратегии дальнейшего самостоятельного изучения наиболее распространённых иностранных языков;

Уметь:

–  Находить новую текстовую, графическую, аудио и видеоинформацию в иностранных и отраслевых материалах (как в печатном, так и в электронном виде);

–  – анализировать иностранные средства информации;

–  писать деловую документацию на иностранном языке;

–  – переводить иностранные профессиональные тексты на родной язык, используя словари;

–  – готовить публичные выступления по ряду профессиональных вопросов.

Исходя из требований программы, можно сделать вывод, что уровень владения иностранным языком выпускников магистратуры должен быть высоким.

Однако, практика и собственный опыт показывают, что студенты-магистры имеют недостаточную подготовку по иностранному языку.

В нашем вузе учебным планом в магистратуре предусмотрено всего 54 часа на изучение дисциплины “Иностранный язык”, в том числе только 20 часов аудиторных занятий. Большое количество часов (34 часа) отводится на самостоятельную работу. Однако навыки самостоятельной работы у студентов весьма слабые, особенно в процессе самостоятельной работы вне аудитории.

В связи с этим кафедрой иностранных языков был разработан Учебно-методический комплекс, в котором большое внимание уделяется самостоятельной работе вне аудитории, а также были созданы методические разработки по той или иной специальности, словари-минимумы по каждой специальности.

Самостоятельная работа является особой формой учебной деятельности. Организационные формы обучения определяются общими целями образования и воспитания, содержанием и методами обучения. В настоящий момент при обучении иностранному языку используются следующие организационные формы: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная и самостоятельная. Эти формы отличаются соотношением коллективного и индивидуального обучения, спецификой руководства работой учащихся и степенью самостоятельности учащихся.

При сочетании массовой, коллективной и индивидуальной самостоятельной работы в аудиторное время предпочтение следует отдавать коллективным формам, а во внеаудиторное время – самостоятельной работе. Успех обучения во многом зависит от того, насколько рационально сочетаются массовые формы обучения под руководством преподавателя с различными формами индивидуального обучения и, в частности, самостоятельной работой студентов-магистров в присутствии преподавателя и без него.

В связи с новыми задачами обучения требуется углубление и развитие понятия “самостоятельная работа” как одной из организационных форм обучения иностранному языку. Если традиционно под термином “самостоятельная работа” понимались те виды работы, которые выполнялись во внеаудиторное время, т. е. главным критерием было место и время выполнения, а также отсутствие преподавателя и контроля со стороны преподавателя, то теперь, в новых условиях, когда мы говорим о “самостоятельной работе”, особенно при обучении студентов-магистров, на первое место выдвигаются такие признаки, как наличие возможности развития творческих способностей личности и создание условий для работы каждого студента-магистра в оптимальном для него режиме в соответствии с его индивидуальными психологическими особенностями, степенью подготовленности к работе по данному виду речевой деятельности, применительно к конкретной теме иноязычного общения и т. п.

Формирование умения работать самостоятельно связано с обучением студента-магистра осознавать и чётко формулировать для себя конечную цель и коммуникативную задачу, делить деятельность на этапы, подэтапы, намечать пути достижения конечных и поэтапных целей, правильно рассчитывать время, необходимо для выполнения работы, и находить материал для осуществления самоконтроля. В результате выполнения самостоятельной работы студент должен совершенствовать знания, умения и навыки. Все виды работ должны быть организованными так, чтобы удовлетворять этим требованиям. Эти положения должны найти отражение в специальных методических разработках, которые могут быть предложены студентам-магистрантам для самостоятельной работы.

Чтобы научить студента-магистра работать с имеющимися учебными пособиями и методическими разработками и подготовить его к самостоятельной работе, представляется целесообразным:

–  выработать у студента-магистра понимание целей и задач, которые решает каждый тип того или иного задания в учебнике;

–  систематически практиковать задания на самостоятельную проработку студентом соответствующих материалов учебника.

Важным резервом в организации самостоятельной работы должно стать внедрение в практику иностранного языка компьютерных технологий.

Использование компьютерных программ, специально созданных для самостоятельной работы по иностранному языку, позволит:

–  повысить эффективность обучения по глубине и прочности за счёт систематического поэтапного контроля усвоения, выявления ошибок и их характера, индивидуализации обучения (возможности работать в удобном темпе);

–  сохранить время студента-магистра на изучение и освоение учебного материала за счёт индивидуализации работы по темпу и времени.

Ключевые слова: индивидуализация, приёмы обучения, самостоятельная работа, умения, навыки, речевая деятельность.

Список использованных источников

1.  Шатилов С. Ф. Методика обучения немецкому языку в средней школе. – М.: Просвещение, 1986.

2.  Методика обучения иностранным языкам. Базовый курс лекций. М.: Просвешение, 2005.

3.  Соловова Е. Н. Методика обучения иностранному языку. Хрестоматия. – М.: Просвещение, 2006.

4.  Методика обучения иностранным языкам в средней школе / А. П.Миньяр-Белоручева. – М.: Проспект, 2001.

5.  Иностранный язык по профессиональному направлению. Программа учебной дисциплины для подготовки магистров в высших учебных заведениях IV уровня аккредитации Министерства аграрной политики Украины. – Киев. – Аграрное образование. – 2007.

Аннотация

Данная статья посвящена проблеме совершенствования самостоятельной работы в связи с переходом на двухступенчатую систему образования в нашей стране при обучении иностранному языку студентов-магистров. Основными задачами данной статьи явились: показать важность самостоятельной работы при обучении студентов-магистров иностранному языку; определить требования к самостоятельной работе при обучении студентов-магистров.

Анотація

Дана стаття присвячена проблемі удосконалення самостійної роботи у зв’язку з переходом на двоступеневу систему освіти у нашій країні при навчанні іноземній мові студентів-магістрів. Основними задачами даної статті є: показати важливість самостійної роботи при навчанні студентів-магістрів іноземній мові; визначити вимоги до самостійної роботи при навчанні студентів-магістрів.

Summary

The article is dedicated to the problem of independent work perfection in connection with transition to two-level education system in our country at teaching mastership students a foreign language. The primary goals of the article were: to show importance of independent work at teaching mastership students a foreign language; to define requirements to independent work at mastership students’ teaching.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить